Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

«Ты дох*я себе позволяешь»: как реагировать на агрессию и хамство на работе

16.02.21 Карьера 6 min reading

Мы бы хотели никогда не писать статью на эту тему и с таким заголовком, но, к сожалению, ситуации неоправданной агрессии или грубости на работе — не редкость. Рассказываем истории наших читателей и советуем, как реагировать на такое поведение.

Все началось с того, что нам написала читательница и обрисовала ситуацию с грубостью на рабочем месте. А мы решили расспросить знакомых, случались ли у них подобные проблемы, и попросили экспертку дать советы, как реагировать на хамство или оскорбления, если в остальном компания вас устраивает и вы не готовы увольняться. По просьбе героев все истории публикуем с сохранением анонимности.


История №1


«В целом опыт работы в медиа у меня 2 года (стажировка на телеканалах, работа гостевой редакторкой и видеоредакторкой). Но именно как журналистка и авторка статей я работаю впервые. Когда меня брали на работу, я открыто об этом говорила, а также писала тестовую статью, в которую внесли действительно много правок, но в итоге она вышла.

Прошло несколько месяцев с начала работы, я написала уже много текстов. Но каждый раз, когда я отстаиваю свое мнение, одна из менеджерок (у которой нет опыта работы редактором) пишет: «Я рада, что у тебя есть собственное мнение, но внеси правки». На этот раз она вообще написала: «Ты дохуя себе позволяешь. Напомнить, сколько мы правили твой первый текст? И что он вышел не до конца профессиональным?».

Как общаться с менеджеркой, которая часто нарушает деловую этику? Нормально, что мне напоминают об ошибках тестового задания? И есть ли какие-то лайфхаки, как отстоять свое мнение, не развязав конфликт?»


История №2


«Я работала во многих редакциях ежедневных газет. И должна сказать, что в каждой из них общение на высоких тонах и мат в часы сдачи номера (и не только) были нормой. А номер, напомню, сдавался каждый день. К подобному быстро привыкаешь. И как-то в те годы я даже не думала, что где-то может быть иначе. Когда горят дедлайны и грозят штрафы от типографии — не до сантиментов.

Редакторы кричат ​​на журналистов, часто нецензурно, чтобы те быстрее отдавали материал. Затем снова кричат, потому что текст оказывается слишком длинным, неструктурированным, тема не раскрыта и вообще журналист написал не то, о чем договаривались на планерке. А отвечать за результат — редактору, на которого, в свою очередь, кричит главред или его замы-выпускающие. 

Журналисты тоже в долгу не оставались. Они отвечали редакторам в стиле «сам дурак», и бывали моменты, когда едва не доходило до реальной драки. К счастью, ни в одной редакции даже в самые критические моменты такого не случалось. Но в выражениях себя мало кто сдерживал. Все это напоминало какую-то большую неаполитанскую семью и, вероятно, канет в Лету вместе с ежедневными газетами, которых осталось очень мало».


История №3


«Еще в студенческие годы я проходила практику на телеканале, где разговоры редактора или продюсера с командой на повышенных тонах были обычным делом. Когда я устроилась на работу уже на другой телеканал, меня сразу предупредили, что у руководительницы иногда бывает плохое настроение, и тогда ей на глаза лучше не попадаться — можно выслушать много «комплиментов», даже если ты работник года и никаких промахов за тобой не замечено. В общем об этой ее особенности все знают и относятся снисходительно.

Несколько лет назад был напряженный период, на канале происходило переформатирование, и продюсерка часто была, мягко говоря, не в духе. Тогда мы всей командой почти каждую неделю выслушивали много крика, недовольства и угроз по поводу нашей работы, причем без особых на то причин. Например, утром руководительница могла закатать истерику из-за не готовых сюжетов (хотя мы всегда сдаем их позже) или отругать журналиста за плохо подобранного эксперта (хотя накануне сама его утвердила). Все диалоги у нас происходили в рабочем групповом чате, поэтому воспринимались не так болезненно, как личное общение. И впоследствии все к этому настолько привыкли, что перестали воспринимать серьезно».


История №4


Но не только в медиа руководители повышают голос и ругаются на подчиненных. Даже в современных компаниях, где много говорят о корпоративной культуре и ценностях, все равно присутствует так называемый «человеческий» фактор. А это значит, что руководители — прежде всего люди, которые не всегда могу совладать со своими эмоциями или же в принципе считают, что жесткий стиль управления стимулирует подчиненных к большей эффективности.

Вот как описывает одну ситуацию наша читательница, которая работает в известной строительной компании: «Так случилось, что когда я устроилась экономистом в эту компанию три года назад, на меня «повесили» объект, за который никто не хотел браться. Потому что у него была сложная история, много партнеров, и какие-то общепринятые схемы в этом случае не работали. Поэтому иногда случались накладки, на которые я никак не могла повлиять. 

Понимание ситуации не помешало нашему финдиректору в один из моментов такой накладки вызвать меня к себе в кабинет и в течение получаса обзывать дурой, кричать: «Что ты себе позволяешь?» и «Кто ты вообще такая?». Если честно, я думала, что после этого разговора меня уволят. Но нет. Начальник выкричался — и все. А я несколько дней не могла прийти в себя, не спала ночами и плакала, потому что это были несправедливые обвинения и очень плохие слова, которых я не заслуживала».


Что думает экспертка?

Диана Рыжкова, рекрутерка по поиску Middle-специалистов и  топ-менеджмента, карьерная консультантка

Пока владельцы бизнесов, руководители, HR и сами сотрудники озабочены вопросами удаленной работы, технологий, диджитализации рабочих процессов и другими вызовами, которые ставит перед нами ближайшее будущее, в некоторых компаниях остаются нерешенными вопросы буллинга и культуры общения.

Что объединяет истории, которыми поделились читательницы Happy Monday? Прежде всего — человеческий фактор. А с ним бывает труднее всего. Поведение не запрограммируешь, и после одного замечания культура грубой обратной связи не изменится. Однако и с этим можно попробовать что-то сделать.

Если хамство — основа культуры в компании, вероятно, владелец или руководители и сами исповедуют такие «ценности» и считают подобное поведение нормой. Поэтому повышение голоса, употребление нецензурной лексики становятся привычной обыденностью.

Если вы HR-специалист, это — ваше поле деятельности, хотя и непростое. Впрочем, вы можете показать членам команды, что может быть иначе. Что обратная связь может мотивировать, а не подавлять. Что вежливое отношение и здоровая атмосфера лучше влияют на производительность команды, чем угрозы, обиды и интриги. Предложите изменения: обсудите со всеми правила поведения, которые всех устроят, предложите кодекс общения, организуйте день вежливости или соревнование на лучший фидбэк. Процесс — не быстрый, но изменения возможны, особенно если заручиться поддержкой кого-то из руководства.

Если вы сотрудник такой компании, изменить что-то на глобальном уровне вряд ли сможете. Но если вы хотите и дальше здесь работать, вам пригодятся советы для противостояния отдельным тираническим лицам, которые я дам ниже.

Если хамство — культура общения вашего непосредственного руководителя или коллеги, причин такого поведения может быть множество и повлиять на них вы, скорее всего, не сможете (да это и не ваша задача, вы же не психолог). Надеяться, что такого человека уволят, я бы не советовала. Ведь знаю случаи, когда токсичных сотрудников держат в компании, потому что они показывают хорошие результаты в работе.

Хорошая новость в том, что при некоторых изменениях в вашем поведении и отношении, агрессор может прекратить свои нападки. Давайте учиться реагировать правильно.


Не воспринимайте на свой счет

Не воспринимайте хамство или резкий тон как что-то личное. Конечно, может быть и такое, что боссу или коллеге не нравитесь именно вы. Впрочем, не советую сразу делать такие выводы и копаться в себе. Проанализируйте: только с вами ведут себя неадекватно или от такого поведения страдают еще и другие? Скорее всего, это стиль общения со всеми, который человек вряд ли изменит — разве что, например, сотрудник старшего возраста или должности сделает ему замечание и поговорит по душам. Поэтому менять что-то, чтобы ситуация улучшилась, придется в себе.


Не поддавайтесь манипуляциям

Люди, которые любят агрессировать на других, обычно хорошо считывают чужие слабые места и понимают, на кого можно «надавить» и как. Например, ваш руководитель понимает, насколько для вас важна эта работа и вы боитесь ее потерять. Поэтому искренне верит в то, что вы будете терпеть его поведение до последнего. К сожалению, в большинстве случаев мы сами подкрепляем действия манипуляторов молчанием и даже оправданием их поведения. Поэтому очень советую почитать о манипуляторах (например, книгу Эверетта Шострома «Человек-манипулятор»), научиться не поддаваться им, не показывать свой страх и слабость.


Повышайте самооценку

Главная опасность общения с негативно настроенными людьми — занижение собственной самооценки и разочарование в себе как профессионале. Вам будут пытаться доказать, что вы ничего не стоите и должны быть благодарны, что вас до сих пор держат в этой компании. Помните: пока вы сами знаете, ради чего здесь работаете (опыт, деньги и т.п.), никто не сможет убедить вас в другом.

10 полезных советов, как развить уверенность в себе

Читать


Структурируйте грубый фидбэк

Люди, склонные к грубости или хамству, любят критиковать, потому что именно так могут оторваться по полной. При этом анализ вашей работы автоматически может перейти на анализ вашей личности и даже личной жизни. Если так случилось, важно сразу напомнить об уважении к себе, определенной субординации и потребовать конкретизировать, что именно вы сделали не так: «Давайте обсуждать мою работу, а не меня», «Буду благодарна, если вы не будете употреблять таких слов по отношению ко мне», «Ваша подробная обратная связь поможет мне сделать свою работу лучше» и т.п. — это основные месседжи, которые вы можете доносить в процессе такого общения. В основном подобные конкретные вопросы заставляют человека структурировать свой поток обратной связи.

Держите дистанцию, стройте личные границы и не позволяйте их переходить — только вы можете просигнализировать, что с вами таким тоном или в такой форме разговаривать не стоит.


Избегайте комплекса новичка

Если вам пытаются навязать комплекс новичка, постоянно напоминая о ваших ошибках даже годичной давности, есть риск поверить в это и действительно начать чаще ошибаться. В таком случае, опять же, структурируйте человека: «Это было уже год назад, я сделала выводы. Давайте поговорим о том, что не так сейчас», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и т.д.


Не пытайтесь понравиться

Не нужно ходить за своим руководителем или коллегой, как тень, и пытаться угодить, чтобы наладить отношения. Он или она могут, наоборот, воспринять это как признание их превосходства и вашу зависимость от этих отношений. Это может только усилить их давление на вас и дать повод для манипуляций.


Будьте инициативными

Даже если ваши идеи и мысли не хотят слышать, я советую все равно их высказывать. В компании должны найтись люди, которые разделяют ваше мнение. Главное — не терять инициативность, иначе потом вас обвинят в ее отсутствии. Старшим коллегам пытайтесь «продать» свою идею, аргументируя, что вы цените их опыт и хотели бы у них поучиться, но в то же время синергия и обмен знаниями могут быть полезными для всех членов команды.


Переключайте внимание

Если руководитель срывается на вас каждый раз, как у него плохое настроение, попробуйте переключить его внимание на задачи, которые он же вам и дал. Скажите прямо, что вы спешите выполнить его задание, потому что понимаете, как это важно для него и компании в целом. Знаю случаи, когда это помогало и человеку нечего было сказать в ответ, ведь интересы компании действительно были выше всего.


Не спешите с выводами…

Если на вас впервые накричал босс или коллега, не спешите вешать ярлыки. Спросите у коллег — возможно, у человека что-то случилось. Если да — проявите мудрость и терпение вместо того, чтобы вступать в конфликт. Если же такое поведение повторяется, то напомните: «Я уважаю вас как профессионала и человека и буду благодарна за такое же отношение ко мне».


…Но и не молчите, если проблема системная

Если неуважительное отношение к вам становится систематическим, еще и проявляется за закрытыми дверями, советую не молчать об этом. Открывайте двери, заставляйте человека сказать вам при всех то, что говорит наедине. В планы человека, который не привык хамить при всех, это точно не входит. Если у вас адекватный руководитель или эйчар, который может повлиять на ситуацию, не стоит забывать и о его помощи.

Таких советов может быть очень много, потому что каждая ситуация — индивидуальна. Главное — помнить, что ни одна работа не стоит ваших нервов и здоровья. Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Если не устраивают правила игры, создавайте свои. Или играйте в другую игру. Выбор только за вами.

Ищете новую работу?

Мы публикуем вакансии компаний, которым доверяем и где понедельники счастливые.

Вакансии

Читайте также

Как прокачать навык позитивного мышления и что это даст

Як жінкам реагувати на непрофесійну поведінку під час співбесіди

Хочете стати більш стійким до стресових ситуацій? Розвивайте резілієнс!

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: