Мы бы хотели никогда не писать статью на эту тему и с таким заголовком, но, к сожалению, ситуации неоправданной агрессии или грубости на работе — не редкость. Рассказываем истории наших читателей и советуем, как реагировать на такое поведение.
Все началось с того, что нам написала читательница и обрисовала ситуацию с грубостью на рабочем месте. А мы решили расспросить знакомых, случались ли у них подобные проблемы, и попросили экспертку дать советы, как реагировать на хамство или оскорбления, если в остальном компания вас устраивает и вы не готовы увольняться. По просьбе героев все истории публикуем с сохранением анонимности.
История №1
«В целом опыт работы в медиа у меня 2 года (стажировка на телеканалах, работа гостевой редакторкой и видеоредакторкой). Но именно как журналистка и авторка статей я работаю впервые. Когда меня брали на работу, я открыто об этом говорила, а также писала тестовую статью, в которую внесли действительно много правок, но в итоге она вышла.
Прошло несколько месяцев с начала работы, я написала уже много текстов. Но каждый раз, когда я отстаиваю свое мнение, одна из менеджерок (у которой нет опыта работы редактором) пишет: «Я рада, что у тебя есть собственное мнение, но внеси правки». На этот раз она вообще написала: «Ты дохуя себе позволяешь. Напомнить, сколько мы правили твой первый текст? И что он вышел не до конца профессиональным?».
Как общаться с менеджеркой, которая часто нарушает деловую этику? Нормально, что мне напоминают об ошибках тестового задания? И есть ли какие-то лайфхаки, как отстоять свое мнение, не развязав конфликт?»
История №2
«Я работала во многих редакциях ежедневных газет. И должна сказать, что в каждой из них общение на высоких тонах и мат в часы сдачи номера (и не только) были нормой. А номер, напомню, сдавался каждый день. К подобному быстро привыкаешь. И как-то в те годы я даже не думала, что где-то может быть иначе. Когда горят дедлайны и грозят штрафы от типографии — не до сантиментов.
Редакторы кричат на журналистов, часто нецензурно, чтобы те быстрее отдавали материал. Затем снова кричат, потому что текст оказывается слишком длинным, неструктурированным, тема не раскрыта и вообще журналист написал не то, о чем договаривались на планерке. А отвечать за результат — редактору, на которого, в свою очередь, кричит главред или его замы-выпускающие.
Журналисты тоже в долгу не оставались. Они отвечали редакторам в стиле «сам дурак», и бывали моменты, когда едва не доходило до реальной драки. К счастью, ни в одной редакции даже в самые критические моменты такого не случалось. Но в выражениях себя мало кто сдерживал. Все это напоминало какую-то большую неаполитанскую семью и, вероятно, канет в Лету вместе с ежедневными газетами, которых осталось очень мало».
История №3
«Еще в студенческие годы я проходила практику на телеканале, где разговоры редактора или продюсера с командой на повышенных тонах были обычным делом. Когда я устроилась на работу уже на другой телеканал, меня сразу предупредили, что у руководительницы иногда бывает плохое настроение, и тогда ей на глаза лучше не попадаться — можно выслушать много «комплиментов», даже если ты работник года и никаких промахов за тобой не замечено. В общем об этой ее особенности все знают и относятся снисходительно.
Несколько лет назад был напряженный период, на канале происходило переформатирование, и продюсерка часто была, мягко говоря, не в духе. Тогда мы всей командой почти каждую неделю выслушивали много крика, недовольства и угроз по поводу нашей работы, причем без особых на то причин. Например, утром руководительница могла закатать истерику из-за не готовых сюжетов (хотя мы всегда сдаем их позже) или отругать журналиста за плохо подобранного эксперта (хотя накануне сама его утвердила). Все диалоги у нас происходили в рабочем групповом чате, поэтому воспринимались не так болезненно, как личное общение. И впоследствии все к этому настолько привыкли, что перестали воспринимать серьезно».
История №4
Но не только в медиа руководители повышают голос и ругаются на подчиненных. Даже в современных компаниях, где много говорят о корпоративной культуре и ценностях, все равно присутствует так называемый «человеческий» фактор. А это значит, что руководители — прежде всего люди, которые не всегда могу совладать со своими эмоциями или же в принципе считают, что жесткий стиль управления стимулирует подчиненных к большей эффективности.
Вот как описывает одну ситуацию наша читательница, которая работает в известной строительной компании: «Так случилось, что когда я устроилась экономистом в эту компанию три года назад, на меня «повесили» объект, за который никто не хотел браться. Потому что у него была сложная история, много партнеров, и какие-то общепринятые схемы в этом случае не работали. Поэтому иногда случались накладки, на которые я никак не могла повлиять.
Понимание ситуации не помешало нашему финдиректору в один из моментов такой накладки вызвать меня к себе в кабинет и в течение получаса обзывать дурой, кричать: «Что ты себе позволяешь?» и «Кто ты вообще такая?». Если честно, я думала, что после этого разговора меня уволят. Но нет. Начальник выкричался — и все. А я несколько дней не могла прийти в себя, не спала ночами и плакала, потому что это были несправедливые обвинения и очень плохие слова, которых я не заслуживала».
Что думает экспертка?
Пока владельцы бизнесов, руководители, HR и сами сотрудники озабочены вопросами удаленной работы, технологий, диджитализации рабочих процессов и другими вызовами, которые ставит перед нами ближайшее будущее, в некоторых компаниях остаются нерешенными вопросы буллинга и культуры общения.
Что объединяет истории, которыми поделились читательницы Happy Monday? Прежде всего — человеческий фактор. А с ним бывает труднее всего. Поведение не запрограммируешь, и после одного замечания культура грубой обратной связи не изменится. Однако и с этим можно попробовать что-то сделать.
Если хамство — основа культуры в компании, вероятно, владелец или руководители и сами исповедуют такие «ценности» и считают подобное поведение нормой. Поэтому повышение голоса, употребление нецензурной лексики становятся привычной обыденностью.
Если вы HR-специалист, это — ваше поле деятельности, хотя и непростое. Впрочем, вы можете показать членам команды, что может быть иначе. Что обратная связь может мотивировать, а не подавлять. Что вежливое отношение и здоровая атмосфера лучше влияют на производительность команды, чем угрозы, обиды и интриги. Предложите изменения: обсудите со всеми правила поведения, которые всех устроят, предложите кодекс общения, организуйте день вежливости или соревнование на лучший фидбэк. Процесс — не быстрый, но изменения возможны, особенно если заручиться поддержкой кого-то из руководства.
Если вы сотрудник такой компании, изменить что-то на глобальном уровне вряд ли сможете. Но если вы хотите и дальше здесь работать, вам пригодятся советы для противостояния отдельным тираническим лицам, которые я дам ниже.
Если хамство — культура общения вашего непосредственного руководителя или коллеги, причин такого поведения может быть множество и повлиять на них вы, скорее всего, не сможете (да это и не ваша задача, вы же не психолог). Надеяться, что такого человека уволят, я бы не советовала. Ведь знаю случаи, когда токсичных сотрудников держат в компании, потому что они показывают хорошие результаты в работе.
Хорошая новость в том, что при некоторых изменениях в вашем поведении и отношении, агрессор может прекратить свои нападки. Давайте учиться реагировать правильно.
Не воспринимайте на свой счет
Не воспринимайте хамство или резкий тон как что-то личное. Конечно, может быть и такое, что боссу или коллеге не нравитесь именно вы. Впрочем, не советую сразу делать такие выводы и копаться в себе. Проанализируйте: только с вами ведут себя неадекватно или от такого поведения страдают еще и другие? Скорее всего, это стиль общения со всеми, который человек вряд ли изменит — разве что, например, сотрудник старшего возраста или должности сделает ему замечание и поговорит по душам. Поэтому менять что-то, чтобы ситуация улучшилась, придется в себе.
Не поддавайтесь манипуляциям
Люди, которые любят агрессировать на других, обычно хорошо считывают чужие слабые места и понимают, на кого можно «надавить» и как. Например, ваш руководитель понимает, насколько для вас важна эта работа и вы боитесь ее потерять. Поэтому искренне верит в то, что вы будете терпеть его поведение до последнего. К сожалению, в большинстве случаев мы сами подкрепляем действия манипуляторов молчанием и даже оправданием их поведения. Поэтому очень советую почитать о манипуляторах (например, книгу Эверетта Шострома «Человек-манипулятор»), научиться не поддаваться им, не показывать свой страх и слабость.
Повышайте самооценку
Главная опасность общения с негативно настроенными людьми — занижение собственной самооценки и разочарование в себе как профессионале. Вам будут пытаться доказать, что вы ничего не стоите и должны быть благодарны, что вас до сих пор держат в этой компании. Помните: пока вы сами знаете, ради чего здесь работаете (опыт, деньги и т.п.), никто не сможет убедить вас в другом.
10 полезных советов, как развить уверенность в себе
Читать
Структурируйте грубый фидбэк
Люди, склонные к грубости или хамству, любят критиковать, потому что именно так могут оторваться по полной. При этом анализ вашей работы автоматически может перейти на анализ вашей личности и даже личной жизни. Если так случилось, важно сразу напомнить об уважении к себе, определенной субординации и потребовать конкретизировать, что именно вы сделали не так: «Давайте обсуждать мою работу, а не меня», «Буду благодарна, если вы не будете употреблять таких слов по отношению ко мне», «Ваша подробная обратная связь поможет мне сделать свою работу лучше» и т.п. — это основные месседжи, которые вы можете доносить в процессе такого общения. В основном подобные конкретные вопросы заставляют человека структурировать свой поток обратной связи.
Держите дистанцию, стройте личные границы и не позволяйте их переходить — только вы можете просигнализировать, что с вами таким тоном или в такой форме разговаривать не стоит.
Избегайте комплекса новичка
Если вам пытаются навязать комплекс новичка, постоянно напоминая о ваших ошибках даже годичной давности, есть риск поверить в это и действительно начать чаще ошибаться. В таком случае, опять же, структурируйте человека: «Это было уже год назад, я сделала выводы. Давайте поговорим о том, что не так сейчас», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и т.д.
Не пытайтесь понравиться
Не нужно ходить за своим руководителем или коллегой, как тень, и пытаться угодить, чтобы наладить отношения. Он или она могут, наоборот, воспринять это как признание их превосходства и вашу зависимость от этих отношений. Это может только усилить их давление на вас и дать повод для манипуляций.
Будьте инициативными
Даже если ваши идеи и мысли не хотят слышать, я советую все равно их высказывать. В компании должны найтись люди, которые разделяют ваше мнение. Главное — не терять инициативность, иначе потом вас обвинят в ее отсутствии. Старшим коллегам пытайтесь «продать» свою идею, аргументируя, что вы цените их опыт и хотели бы у них поучиться, но в то же время синергия и обмен знаниями могут быть полезными для всех членов команды.
Переключайте внимание
Если руководитель срывается на вас каждый раз, как у него плохое настроение, попробуйте переключить его внимание на задачи, которые он же вам и дал. Скажите прямо, что вы спешите выполнить его задание, потому что понимаете, как это важно для него и компании в целом. Знаю случаи, когда это помогало и человеку нечего было сказать в ответ, ведь интересы компании действительно были выше всего.
Не спешите с выводами…
Если на вас впервые накричал босс или коллега, не спешите вешать ярлыки. Спросите у коллег — возможно, у человека что-то случилось. Если да — проявите мудрость и терпение вместо того, чтобы вступать в конфликт. Если же такое поведение повторяется, то напомните: «Я уважаю вас как профессионала и человека и буду благодарна за такое же отношение ко мне».
…Но и не молчите, если проблема системная
Если неуважительное отношение к вам становится систематическим, еще и проявляется за закрытыми дверями, советую не молчать об этом. Открывайте двери, заставляйте человека сказать вам при всех то, что говорит наедине. В планы человека, который не привык хамить при всех, это точно не входит. Если у вас адекватный руководитель или эйчар, который может повлиять на ситуацию, не стоит забывать и о его помощи.
Таких советов может быть очень много, потому что каждая ситуация — индивидуальна. Главное — помнить, что ни одна работа не стоит ваших нервов и здоровья. Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Если не устраивают правила игры, создавайте свои. Или играйте в другую игру. Выбор только за вами.
Ищете новую работу?
Мы публикуем вакансии компаний, которым доверяем и где понедельники счастливые.
ВакансииЧитайте также
Как прокачать навык позитивного мышления и что это даст
Як жінкам реагувати на непрофесійну поведінку під час співбесіди
Хочете стати більш стійким до стресових ситуацій? Розвивайте резілієнс!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.