Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как внедрить изменения в компании и не потерять в процессе команду

21.10.20 Happy HR 6 min reading

В любой индустрии выживают максимально гибкие компании. В этом году мы ощутили это как никогда. Одним пришлось менять модель работы с переходом на удаленку, другим — выпускать новую продукцию. Как эффективно и с меньшими потерями провести изменения в компании, рассказывает Анастасия Хижняк, HR Generalist в Beetroot и авторка курса HR for Transformations в Beetroot Academy.

Анастасія Хижняк
Анастасия Хижняк

Change management (управление изменениями) — это инструменты и подходы, которые помогают проводить в компании эффективные изменения. От топ-менеджмента до рядовых сотрудников — потребность в переменах может возникнуть на любом уровне организации или одновременно на всех. Задача HR-специалиста — узнать и проанализировать запросы бизнеса и отдельных команд. Некоторые предложения проработать индивидуально, а похожие — взять за основу для общего плана действий.

На уровне компании есть три вида изменений:

  • организационные (когда меняются существующие процессы работы. Например, вводятся обязательные ежемесячные отчеты или дополнительный вид работы);
  • переходные (когда компания переходит от одного подхода к совершенно новому для себя. Например, ранее недемократичная команда внедряет SCRUM или Agile);
  • трансформационные (когда организация меняется глобально — от целей и ценностей до корпоративной культуры).

Change management объединяет множество подходов. Среди них нет единого правильного. Можно следовать одному или миксовать методы в зависимости от команды и специфики работы. Вот самые распространенные практики.


ADKAR


Это аббревиатура от названия этапов, которые проходит компания или сотрудники перед и в процессе изменений.

  • A — Awareness. Сначала команда осознает необходимость перемен, понимает, что какой-то процесс в компании не работает или протекает не так, как задумывался в стратегии развития.
  • D — Desire. Понимание проблемы вырастает в искреннее желание меняться. На этом этапе важно убедиться, что все участники команды согласны на это. С теми, кто сомневается, проговорить опасения и найти максимально комфортное решение.
  • K — Knowledge. Ищем знания, которые нужны для запуска изменений.
  • A — Ability. Наши возможности провести изменение и воплотить задуманное в жизнь.
  • R — Reinforcement. Выясняем, что нужно сделать, чтобы изменение закрепилось в организации и продолжило цепочку положительных трансформаций.

Анастасия Хижняк:
«Чем дольше я сотрудничаю с организациями, тем больше понимаю, что change management — это работа, в том числе, с индивидуальными переживаниями. У людей могут появиться страхи или ощущение потери во время корпоративных изменений. Пусть и вначале они полностью поддерживали идею. У каждого свое восприятие процессов и их последствий. Change management — работа с этими ментальными установками».


Модель изменений Левина


Мы боимся того, чего не знаем или не понимаем. И это нормально, говорит американский психолог Курт Левин. Он предлагает командам методику «разморозки» — выбираете конкретное время для обсуждения, откладываете все дела и смотрите на свою деятельность со стороны.

Цель брейншторминга — найти то, что работает плохо, и варианты, как это улучшить, чтобы достичь желаемого результата. Когда ясно, что менять — дерзайте. Спустя время «заморозьте» все процессы и снова оцените результат.


Анастасия Хижняк:
«Преимущество этого подхода в том, что есть четко выделенный период для изменений. Множество регулярных перемен для любого сложного организма — большой стресс, и для компании в том числе. Здесь организация может подготовиться. Но для неотложных изменений это не вариант. Нужно ждать определенной даты и периодически «замораживать/размораживать» проект».


Модель 7S

(strategy-structure-systems-shared values-skills-style-staff)

Анализируем компанию по семи параметрам: структура, стратегия, системы, навыки, стиль, персонал и общие ценности. Авторы методики — аналитики международной консалтинговой компании McKinsey & Company.

HR может опросить коллег с помощью eNPS (Employee Net Promoter Score) — метода проверки вовлеченности и удовлетворенности работой. Его еще называют «индексом счастья» сотрудников.

Узнайте:

  • какова вероятность, что они посоветуют услуги своей компании друзьям и родственникам;
  • что надо улучшить в организации;
  • как компания может повысить оценку своей эффективности в будущем.

Каждый ответ оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. Результаты помогают выявлять проблемные зоны в компании и принимать быстрые решения. Методику активно используют Apple, Amazon, Sony, Procter&Gamble, Philips, American Express.

Анастасия Хижняк:
«Из положительного в этой модели — системный взгляд на организацию. Вы видите ее целиком. Идеально подходит коллективам до 50-ти человек. Крупные холдинги тоже используют такой анализ, но в их случае требуется больше времени и ресурсов. Поэтому компании привлекают внешних консультантов, чтобы не отвлекать сотрудников от текущих задач. Специалисты наблюдают за людьми, общаются с каждым и с их слов готовят общий анализ».


Модель изменений Коттера


Профессор Гарвардской школы бизнеса, эксперт по управлению изменениями Джон Коттер советует создать эффект срочности. Условно говоря: если изменение не произойдет сейчас — это конец. Роль HR-специалиста — «зажечь» сотрудников. Вот советы, как помочь людям пережить изменения и сохранить команду на пути перемен.

  1. Расскажите сотрудникам, какие первые видимые результаты они ощутят. Объясните преимущества для всей команды и отдельных участников.
  2. Поработайте с возражениями людей. Согласие каждого — основа эффективных изменений. Если нововведения затрагивают переживания, страхи и личностные амбиции работников, им будет сложнее согласиться. В худшем случае — они заблокируют изменение.
  3. Разбивайте долгосрочные цели на более достижимые. Ведь при длительных изменениях результат долго не ощущается. И команда может засомневаться, нужны ли вообще перемены. А двигаясь от цели к цели, сотрудники быстрее испытают чувство успеха.
  4. Настройте систему поощрений. Пока привычка не сформирована, есть риск вернуться к прошлому сценарию работы. Продумайте, как поддерживать поведение сотрудников согласно новой стратегии и зафиксировать результат изменений. Например, предложите поделиться положительным опытом работы в новых условиях. За самую интересную историю вручите подарочный сертификат.

Анастасия Хижняк:
«Когда проходят большие трансформации, люди часто переживают за свою работу. Думают, что их уволят или уменьшат зарплату. Эти опасения надо как можно раньше выявить и внести больше ясности в процесс трансформации. Если кто-то боится потерять работу, он может не дожидаться этого и уже начать искать новую. Не успеете оглянуться, как лучшие сотрудники уходят, когда они больше всего нужны команде».


Как компании запустить change management


Командам нужен регулярный check-up. Даже если ничего «не болит», последствия неправильного менеджмента могут проявиться позже в более острой форме. Если видите проблемы, которые потенциально потребуют изменений, то:

  1. Выясните, почему и что хотите изменить. Причина «Да потому, что так другие делают» во время кризиса — не лучшая мотивация для коллег. Люди и так пережили много стресса: карантин, удаленная работа, практически закрытые границы и бытовые ограничения. В таких условиях изменения на работе могут не найти положительного отклика.
  2. Честно оцените состояние компании. Чтобы стать лучше, нужно понять, где есть недочеты и почему. Признание ошибки — первый шаг к изменениям.
  3. Ставьте реалистичные цели. Краткосрочное планирование — то, что нужно в наше нестабильное время. Учитывайте текущие ресурсы — время, бюджет, навыки сотрудников. Какие-то цели могут быть вначале недостижимы из-за больших затрат. Если нет возможности нанять новый персонал, может, лучше кому-то из команды пройти дополнительное обучение и помочь с изменениями.

Анастасия Хижняк:
«HR играет важную бизнес-роль — выясняет текущее состояние сотрудников и потенциальные зоны роста в работе с ними. Затем доступно объясняет руководству: пока проблемы не решат, компания не придет к поставленным целям. В процессе трансформации HR помогает вовремя остановиться, трезво оценить проделанную работу, выявить трудности и найти оптимальные пути решения. В будущем с новыми силами и идеями команда быстрее придет к успеху».

Не боитесь изменений, а потому ищете новую работу?

У нас много вакансий в креативных индустриях, образовании, ІТ-компаниях, общественном секторе.

Вакансии

Читайте также

«Хочешь выжить в кризис— трансформируйся». 6 правил от Андрея Буренка

Руководитель на ремоуте: как быть эффективным лидером удаленных команд

Маски, гибкость, два кота: как компании обустраивают работу в офисах после карантина

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: