Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Что делать, если кандидат отказывает или игнорирует? Советы для сорсеров и рекрутеров

04.01.22 Happy HR 5 min reading

Активный поиск кандидатов, особенно в ІТ-сфере, требует незаурядных навыков коммуникации и не ограничивается одним сообщением с описанием позиции. Как общаться с кандидатами, реагировать на их ответы и напоминать о себе, рассказывает Валерия Лихолет, Talent Sourcer в A-Players Recruiting.

Валерія Лихолєт
Валерия Лихолет

В своей предыдущей колонке я рассказывала, как писать кандидатам впервые, чтобы вам отвечали в 90% случаев. Но за тщательно составленным первым сообщением следует диалог с кандидатом или периодические напоминания о себе (follow-up). Поэтому хочу поделиться своим опытом работы в A-Players Recruiting: как сорсерам и рекрутерам реагировать на ответы кандидатов, работать с их возражениями и напоминать о себе и вакансиях.


Как реагировать на отказы кандидатов


Если кандидат заинтересовался позицией, дальнейшее общение должно быть легким. Гораздо интереснее рассмотреть более сложные кейсы.

Сразу скажу: я работаю не со всеми возражениями. Суперлаконичные ответы «Нет» или «Не интересно» свидетельствуют о желании человека, чтобы от него отстали. Я не считаю нужным портить настроение ни кандидату, ни себе. Так что в таком случае благодарю за ответ, желаю хорошего дня и надеюсь, что всё у всех сложится хорошо 🙂

Другое дело — когда кандидат отказывает более подробно, тогда я могу что-то у него уточнить.

Вариант 1. Ответ похож на «Спасибо, я знаком со стартапом/с фаундером, но сейчас неактуально» или «Идеальная позиция, но неидеальное время» и т.д. Чтобы не испортить этот контакт, играем в долгую. Я уточняю, что может заинтересовать кандидата: какая позиция, обязанности, продукт, команда, индустрия, стадия разработки продукта и т.д. Или спрашиваю, когда будет актуально вернуться к диалогу. Варианты ответов:

  • «Когда могло бы быть более актуально?»
  • «Вы не против, если напомню о себе через 2-3 месяца?»
  • «Здравствуйте, я поняла и очень благодарна за ответ. Не сориентируете ли вы, что может быть вам интересно в будущем (домен продукта, размер команды, определенные обязанности)? Вдруг буду иметь более подходящую позицию для вас — сконтактирую в следующий раз».

У меня был кандидат, которому я, по его просьбе, напоминала о себе трижды в течение двух месяцев. В четвертый раз решила не напоминать, потому что меняла компанию и не имела соответствующей вакансии. Но кандидат сам обо мне вспомнил и готов был рассматривать позиции.

Вариант 2. Кандидату ничего не подходит в позиции, но его можно вытащить на разговор. Приведу развернутый пример. Когда мы искали Talent Partner-а в нашу команду, я получила от одной кандидатки ответ, что она не готова возвращаться в рекрутинговое агентство. Я поинтересовалась причинами, и оказалось, что у нее был предыдущий негативный опыт. Мне сразу стала понятна ее реакция. Вот несколько моих сообщений из нашего диалога:

Добрый день, {имя}!

Очень благодарна за ответ.

Поделитесь, что больше всего нравится в работе инхаус по сравнению с агентством? И в каком направлении вам было бы интереснее развиваться: больше сосредоточиться на интервью, построении процессов, управлении командами или все вместе?

Интересуюсь, поскольку со временем могу иметь вакансию в продукте и тогда предложу более целевую позицию, если вы не против 🙂

Продолжение разговора после ответа кандидатки:

Полностью понимаю ваши опасения. Раньше у коллег (еще до моего прихода в команду) тоже бывали такие неприятные случаи. Поэтому сейчас у нас есть правило начинать кооперацию только после предоплаты.

Мы сотрудничаем с продуктами преимущественно по рекомендации компаний, для которых мы раньше закрывали позиции и получали оплату. Таким образом, возникает больший уровень доверия и ответственности друг перед другом.

Если вам интересно узнать подробнее о такой кооперации, предлагаю организовать онлайн-кофе/знакомство с нашей СЕО — Лесей Арнольд. Она чаще общается с заказчиками как из Украины, так и из-за границы (сейчас, например, это Reddit), поэтому сможет рассказать больше инсайтов о таком сотрудничестве. Как вам идея?

Таким образом мой диалог с кандидаткой продолжился, и я смогла объяснить, как все построено в нашей компании. Была вероятность, что я не смогла бы перекрыть ее беспокойство. Впрочем, всегда лучше уточнить и дать разъяснение, чем догадываться и совсем потерять кандидата.


Как напоминать о себе, чтобы вам отвечали

Еще полгода назад я не очень любила писать фолоу-апы, а сейчас это для меня не менее любимая часть коммуникации, чем другие. Привычка напоминать о себе не ответившим кандидатам больше всего выработалась именно в A-Players Recruiting, когда я позаимствовала у девушек из команды формат фолоу-апов, который мне очень понравился. Очень верю в их силу.

Я напоминаю о себе дважды, но регулярность напоминаний не отслеживаю, и нет такого, что контактирую сразу после 2-3 дней без ответа или в течение одной недели. Я могу забыть о них на какой-то период, пока работаю с активными кандидатами, и написать даже через месяц. Как-то после двух регулярных фолоу-апов моей коллеги я получила более 50% ответов от кандидатов, которые ей не отвечали, просто сконтактировав с ними за месяц. Около трети ответов были положительными, хотя мы уже думали, что потеряли этих кандидатов.

Мой фолоу-ап выглядел следующим образом:

Добрый день, {имя}!

Меня зовут Валерия, я из A-Players Recruiting.

Мы очень заинтересовались вашим профилем, и моя коллега раньше контактировала по поводу позиции, но нам так и не удалось получить ответ.

Но предположили, что человеку, выросшему до СМО уровня, развивающемуся в коммуникациях и имеющему опыт продуктового маркетинга на рынке США, будет интересным расширение продукта на новых рынках, построение маркетингового отдела и развитие команды с нуля в {название стартапа}. Поэтому не упускаем возможности связаться еще раз.

Если это о вас и вам действительно было бы интересно узнать больше, сообщите — с радостью поделимся деталями. Если это не актуально, буду благодарна и за такой ответ 🙂

Надеюсь, что до связи.

Прекрасного дня!

Формат сообщения и канал для фолоу-апов очень индивидуальны. Я точно не вписываю всюду ту же самую информацию. Кое-что видоизменяю, добавляя новые детали. Или пишу совсем коротко, просто как напоминание. Если первое сообщение было в LinkedIn/inMail, в следующий раз могу связаться через email или даже написать в Facebook, если я действительно хочу вытащить человека на разговор, а в предыдущих каналах не получила ответа.

Пример такого сообщения:

{имя}, привет 🙂

Я из A-Players Recruiting.

Ваш профиль в LinkedIn выглядит настолько идейно в работе со стартапами и развитии в {направление}, что, не дождавшись коннекта там, пишу сюда.

У меня есть положительный опыт с Facebook: первый найм в моей карьере состоялся после контакта с кандидатом именно там. Да и со мной A-Players Recruiting сконтактировали тоже через Facebook. Но нужно помнить, что это прежде всего личная соцсеть, быть внимательным, осторожным и контактировать там очень персонализированно.

То же касается и Telegram. Однажды мы переписывались с кандидатом в LinkedIn, он заинтересовался предложением и поделился CV с контактами, а затем внезапно перестал отвечать. Вот что я написала ему в Telegram:

{имя}, привет 🙂

Это Валерия из {компания}. Мы немного раньше общались в LinkedIn относительно позиции Competence Lead-a.

Сорри, что врываюсь в Telegram, в LinkedIn долго ждать) Надеюсь, здесь будет более быстрая коммуникация)

Было ли бы актуально созвониться и пообщаться по поводу позиции завтра?

К теме коммуникации при поиске кандидатов можно подходить с разных ракурсов, собирать примеры эффективных сообщений и долго делиться лайфхаками. Но я уверена, что у каждого есть свой уникальный опыт. Надеюсь, вы узнаете что-нибудь полезное и из этого материала.

Ищете сотрудников?

Размещайте свою вакансию у нас на сайте и ждите резюме от кандидатов 👉

Разместить

Читайте также

И кандидаты к вам потянутся: как правильно развивать бренд работодателя

Как отказать соискателю и при этом сделать его адвокатом бренда

5 советов, которые сделают ваши рабочие письма лучше

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: