Активный поиск кандидатов, особенно в ІТ-сфере, требует незаурядных навыков коммуникации и не ограничивается одним сообщением с описанием позиции. Как общаться с кандидатами, реагировать на их ответы и напоминать о себе, рассказывает Валерия Лихолет, Talent Sourcer в A-Players Recruiting.
В своей предыдущей колонке я рассказывала, как писать кандидатам впервые, чтобы вам отвечали в 90% случаев. Но за тщательно составленным первым сообщением следует диалог с кандидатом или периодические напоминания о себе (follow-up). Поэтому хочу поделиться своим опытом работы в A-Players Recruiting: как сорсерам и рекрутерам реагировать на ответы кандидатов, работать с их возражениями и напоминать о себе и вакансиях.
Как реагировать на отказы кандидатов
Если кандидат заинтересовался позицией, дальнейшее общение должно быть легким. Гораздо интереснее рассмотреть более сложные кейсы.
Сразу скажу: я работаю не со всеми возражениями. Суперлаконичные ответы «Нет» или «Не интересно» свидетельствуют о желании человека, чтобы от него отстали. Я не считаю нужным портить настроение ни кандидату, ни себе. Так что в таком случае благодарю за ответ, желаю хорошего дня и надеюсь, что всё у всех сложится хорошо 🙂
Другое дело — когда кандидат отказывает более подробно, тогда я могу что-то у него уточнить.
Вариант 1. Ответ похож на «Спасибо, я знаком со стартапом/с фаундером, но сейчас неактуально» или «Идеальная позиция, но неидеальное время» и т.д. Чтобы не испортить этот контакт, играем в долгую. Я уточняю, что может заинтересовать кандидата: какая позиция, обязанности, продукт, команда, индустрия, стадия разработки продукта и т.д. Или спрашиваю, когда будет актуально вернуться к диалогу. Варианты ответов:
- «Когда могло бы быть более актуально?»
- «Вы не против, если напомню о себе через 2-3 месяца?»
- «Здравствуйте, я поняла и очень благодарна за ответ. Не сориентируете ли вы, что может быть вам интересно в будущем (домен продукта, размер команды, определенные обязанности)? Вдруг буду иметь более подходящую позицию для вас — сконтактирую в следующий раз».
У меня был кандидат, которому я, по его просьбе, напоминала о себе трижды в течение двух месяцев. В четвертый раз решила не напоминать, потому что меняла компанию и не имела соответствующей вакансии. Но кандидат сам обо мне вспомнил и готов был рассматривать позиции.
Вариант 2. Кандидату ничего не подходит в позиции, но его можно вытащить на разговор. Приведу развернутый пример. Когда мы искали Talent Partner-а в нашу команду, я получила от одной кандидатки ответ, что она не готова возвращаться в рекрутинговое агентство. Я поинтересовалась причинами, и оказалось, что у нее был предыдущий негативный опыт. Мне сразу стала понятна ее реакция. Вот несколько моих сообщений из нашего диалога:
Добрый день, {имя}!
Очень благодарна за ответ.
Поделитесь, что больше всего нравится в работе инхаус по сравнению с агентством? И в каком направлении вам было бы интереснее развиваться: больше сосредоточиться на интервью, построении процессов, управлении командами или все вместе?
Интересуюсь, поскольку со временем могу иметь вакансию в продукте и тогда предложу более целевую позицию, если вы не против 🙂
Продолжение разговора после ответа кандидатки:
Полностью понимаю ваши опасения. Раньше у коллег (еще до моего прихода в команду) тоже бывали такие неприятные случаи. Поэтому сейчас у нас есть правило начинать кооперацию только после предоплаты.
Мы сотрудничаем с продуктами преимущественно по рекомендации компаний, для которых мы раньше закрывали позиции и получали оплату. Таким образом, возникает больший уровень доверия и ответственности друг перед другом.
Если вам интересно узнать подробнее о такой кооперации, предлагаю организовать онлайн-кофе/знакомство с нашей СЕО — Лесей Арнольд. Она чаще общается с заказчиками как из Украины, так и из-за границы (сейчас, например, это Reddit), поэтому сможет рассказать больше инсайтов о таком сотрудничестве. Как вам идея?
Таким образом мой диалог с кандидаткой продолжился, и я смогла объяснить, как все построено в нашей компании. Была вероятность, что я не смогла бы перекрыть ее беспокойство. Впрочем, всегда лучше уточнить и дать разъяснение, чем догадываться и совсем потерять кандидата.
Как напоминать о себе, чтобы вам отвечали
Еще полгода назад я не очень любила писать фолоу-апы, а сейчас это для меня не менее любимая часть коммуникации, чем другие. Привычка напоминать о себе не ответившим кандидатам больше всего выработалась именно в A-Players Recruiting, когда я позаимствовала у девушек из команды формат фолоу-апов, который мне очень понравился. Очень верю в их силу.
Я напоминаю о себе дважды, но регулярность напоминаний не отслеживаю, и нет такого, что контактирую сразу после 2-3 дней без ответа или в течение одной недели. Я могу забыть о них на какой-то период, пока работаю с активными кандидатами, и написать даже через месяц. Как-то после двух регулярных фолоу-апов моей коллеги я получила более 50% ответов от кандидатов, которые ей не отвечали, просто сконтактировав с ними за месяц. Около трети ответов были положительными, хотя мы уже думали, что потеряли этих кандидатов.
Мой фолоу-ап выглядел следующим образом:
Добрый день, {имя}!
Меня зовут Валерия, я из A-Players Recruiting.
Мы очень заинтересовались вашим профилем, и моя коллега раньше контактировала по поводу позиции, но нам так и не удалось получить ответ.
Но предположили, что человеку, выросшему до СМО уровня, развивающемуся в коммуникациях и имеющему опыт продуктового маркетинга на рынке США, будет интересным расширение продукта на новых рынках, построение маркетингового отдела и развитие команды с нуля в {название стартапа}. Поэтому не упускаем возможности связаться еще раз.
Если это о вас и вам действительно было бы интересно узнать больше, сообщите — с радостью поделимся деталями. Если это не актуально, буду благодарна и за такой ответ 🙂
Надеюсь, что до связи.
Прекрасного дня!
Формат сообщения и канал для фолоу-апов очень индивидуальны. Я точно не вписываю всюду ту же самую информацию. Кое-что видоизменяю, добавляя новые детали. Или пишу совсем коротко, просто как напоминание. Если первое сообщение было в LinkedIn/inMail, в следующий раз могу связаться через email или даже написать в Facebook, если я действительно хочу вытащить человека на разговор, а в предыдущих каналах не получила ответа.
Пример такого сообщения:
{имя}, привет 🙂
Я из A-Players Recruiting.
Ваш профиль в LinkedIn выглядит настолько идейно в работе со стартапами и развитии в {направление}, что, не дождавшись коннекта там, пишу сюда.
У меня есть положительный опыт с Facebook: первый найм в моей карьере состоялся после контакта с кандидатом именно там. Да и со мной A-Players Recruiting сконтактировали тоже через Facebook. Но нужно помнить, что это прежде всего личная соцсеть, быть внимательным, осторожным и контактировать там очень персонализированно.
То же касается и Telegram. Однажды мы переписывались с кандидатом в LinkedIn, он заинтересовался предложением и поделился CV с контактами, а затем внезапно перестал отвечать. Вот что я написала ему в Telegram:
{имя}, привет 🙂
Это Валерия из {компания}. Мы немного раньше общались в LinkedIn относительно позиции Competence Lead-a.
Сорри, что врываюсь в Telegram, в LinkedIn долго ждать) Надеюсь, здесь будет более быстрая коммуникация)
Было ли бы актуально созвониться и пообщаться по поводу позиции завтра?
К теме коммуникации при поиске кандидатов можно подходить с разных ракурсов, собирать примеры эффективных сообщений и долго делиться лайфхаками. Но я уверена, что у каждого есть свой уникальный опыт. Надеюсь, вы узнаете что-нибудь полезное и из этого материала.
Ищете сотрудников?
Размещайте свою вакансию у нас на сайте и ждите резюме от кандидатов 👉
РазместитьЧитайте также
И кандидаты к вам потянутся: как правильно развивать бренд работодателя
Как отказать соискателю и при этом сделать его адвокатом бренда
5 советов, которые сделают ваши рабочие письма лучше
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху