Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Какой может быть научная карьера в Украине?

15.05.19 Истории Карьера 7 min reading

Почему научная карьера — это не обязательно пожизненная должность в университете, в чем плюсы и минусы работы ученого и без каких навыков с наукой не подружиться? Обо всем этом рассказывает популяризаторка науки и соосновательница научно-популярной инициативы Nobilitet Ольга Маслова.

Кстати, Ольга стала одной из героинь книжки о карьере, которую написали основательница и СЕО Happy Monday Анна Мазур и редакторка Настя Пасенко — о том, как разобраться в себе, развиваться карьерно и чувствовать себя счастливее в работе 👇

Какой может быть научная карьера в Украине? 1
«Кар’єра без драм і травм»
— Анна Мазур, Настя Пасенко


— Ольга, расскажите, как и когда вы поняли, что вас глобально интересует не филология и не история, а биология?

На самом деле меня все интересовало. Но биология действительно больше, еще с детства. Кроме адекватного для своего возраста журнала «Юный натуралист», который выписывал дедушка, я любила еще и бабушкины книги по клинической цитологии, где были красивые фиолетовые лейкоциты и странные научные термины, которые влекли меня еще с дошкольного возраста.

В школе я занималась музыкой (класс скрипки) и любила выступать, но после призового места на республиканской олимпиаде по биологии в 8 классе убедилась, что дальше хочу поступать на биофак. В результате я закончила бакалавриат, магистратуру и аспирантуру на кафедре цитологии в КНУ имени Тараса Шевченко и стала кандидатом биологических наук.


— В детстве вам никогда не говорили: «Какая еще наука? Ты же девочка!»?

Ни разу. А еще я рыбачила и стреляла из винтовки. Никаких гендерных стереотипов.


— Вы довольны качеством своего образования? По вашему мнению, что нужно изменить в украинских университетах?

Трудно сказать, что стоило бы изменить. Пожалуй, прежде всего больше связать образование с реальной наукой и уменьшить процент времени, которое и преподаватели, и студенты / аспиранты тратят на бюрократию. Но важно при этом оставить саму сущность университетов — не сводить обучение только к получению чисто практических навыков в определенном направлении.

Своим образованием я абсолютно довольна и ни разу не пожалела о своем выборе. Несмотря на бюрократический ад с теплом вспоминаю и свои аспирантские времена. Мой диссертационный объект до сих пор один из любимых.

Но когда меня сейчас спрашивают, куда поступать, я немного теряюсь. Потому что время идет, многое меняется, и сейчас гораздо больше возможностей, чем 15 лет назад.


— Как складывалась ваша карьера после выпуска?

Еще в магистратуре я начала работать в Институте молекулярной биологии и генетики и Институте генетической и регенеративной медицины, затем там же выполняла часть диссертационной работы, пока училась на аспирантуре в университете.

Какой может быть научная карьера в Украине? 2

Потом меня пригласили в коммерческую компанию, где я проработала 4 года в должности научного директора. После этого я пустилась в свободное плавание популяризации науки — консультировала инновационные проекты и инвесторов, преподавала по приглашению в одной традиционной (что было довольно болезненно и недолго) и нескольких альтернативных школах, стала тренером в Школе долголетия, а еще создала собственные проекты — Needorium и Nobilitet — и вообще имела множество приключений (сейчас Ольга также ведет радиопередачу и подкаст «Наука как по маслу», является членом экспертного совета проекта STEM is FEM и автором научно-популярных книг — прим. ред.)


— Научную карьеру часто представляют как пожизненную и однообразную работу в университете. Ваша история совсем на это не похожа. Ваш случай — исключение так бывает часто?

На самом деле в разных странах ситуация несколько отличная. Например, типичная западная академическая карьера зачастую действительно привязана к университетам, ведь и наука там сконцентрирована именно в вузах, которые одновременно являются и исследовательскими комплексами. В Украине же образование и наука не всегда под одной крышей, поэтому у нас есть, скорее, два традиционных пути.

Первый — приоритетно образовательный: человек преподает в вузе и постепенно достигает профессиональных свершений — от ассистента кафедры до профессора, декана, ректора. К сожалению, на этом пути собственно наукой заниматься не всем удается, ведь чем выше карьерная ступень, тем больше административной работы, и очень немногие доходят до лаборатории и принимают непосредственное участие в исследованиях.

Второй — приоритетно исследовательский: человек работает в научно-исследовательских институтах от академий наук (классический вариант — Национальная академия наук Украины) и движется от младшего до ведущего научного сотрудника. Здесь также можно занимать административные должности (заведующий отделом, директор института), но в этом случае вы все равно обычно остаетесь ближе к лаборатории, чем профессорско-преподавательский состав.

Конечно, бывают случаи, когда человек совмещает оба пути, хотя это существенно труднее.

Если вспомнить не классическую академическую карьеру, а другие профессиональные пути в околонаучной сфере, то еще есть возможность устроиться в коммерческую компанию, которая занимается инновационными разработками. Для медико-биологических направлений это вообще довольно популярный вариант.

Лично мой путь популяризатора науки у нас вообще не считается каким-то отдельным типом деятельности, иногда меня даже воспринимают как морскую свинку — «ни к свиньям, ни к морю». Хотя в этом году я восстанавливаю некоторые свои научные наработки и планирую определенное время проводить в лаборатории.


— У вас есть опыт работы и на государство, и на коммерческий сектор, и на себя. Расскажите об основных особенностях научной работы в каждом формате.

Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Каждый из этих форматов может быть идеальным для одного человека и адом для другого. Плюс в рамках даже одного формата есть много локальных нюансов.

Например, в каждом научно-исследовательском институте своя атмосфера, и если вы составили определенное впечатление об одном — этого недостаточно, чтобы делать выводы о других. Иногда даже в разных отделах одного НИИ все может быть совсем по-разному. Тоже самое и в бизнесе — внутри каждой компании свой особый климат, нет универсальной схемы. Даже если вам кажется, что научная работа в коммерческой компании — это работа исключительно над «заказом», а собственные проекты не поддерживаются, — знайте, что тоже бывает по-разному. Можно, например, доказать, что именно ваша разработка принесет компании больше денег, чем предложенное направление, и получить деньги под нее.

Лично для меня максимально комфортный вариант работы — на себя. Но я прекрасно понимаю, что он подходит не всем, так как не имеет, во-первых, границ ответственности (то есть ты отвечаешь буквально ЗА ВСЕ), а во-вторых — нормированного графика. Мне очень трудно синхронизироваться с «нормальными» людьми. Например, я могу быть относительно свободной в будний день, а когда у всех традиционный выходной — читаю лекцию, занимаюсь проектом или вообще уехала в командировку. А еще из-за отсутствия руководителя ты никогда не можешь никого обвинить в своей усталости, ведь ты сам себе и мотиватор, и демотиватор.

Но важно отметить, что, например, в Nobilitet я не одна, а с партнеркой — Валерией Лошманова. Мы часто шутим, мол, очень хорошо, что мы обе иногда попадаем в противофазу: когда у одной период «не хочу ни с кем общаться», на помощь приходит другая, а когда возникают какие-то сомнения или трудности — всегда есть та, кто поддержит. И это совсем другой формат мотивации, когда вы — команда на паритетной основе, а не участники иерархической схемы.


— Где вам работалось тяжелее всего, а где, наоборот, легче?

Трудно сравнивать, потому что для разных людей понятие «тяжелее» или «легче» также могут отличаться. Для меня необходимыми были все этапы, и везде были времена, когда мне работалось в кайф, ощущался развитие и хватало внутренней мотивации, а были — когда становилось очень трудно и приходило понимание, что стоит что-то менять. Собственно, что я и делала.

Если говорить о сегодня, то меня устраивает тот режим, который я себе наконец создала, хотя и любимые дела иногда могут сильно утомлять, если вовремя не переключаться и не менять хоть что-то.


— Почему в результате вы решили остановиться на популяризации науки?

Потому что популяризация — это то, чем в фоновом режиме я занималась еще со студенческих лет, хотя сначала я это, конечно, так не называла. Еще студенткой в ​​2007 году я завела блог, куда писала какие-то бытовые вещи, но в сообщения очень часто вплетала что-то научно-популярное: рассказывала о нейромедиаторах, клетках, научном мышлении. Кроме него были еще и тематические блоги: «Про біологію українською», несколько блогов на английском и русском, но в определенный момент все это переехало на Facebook. Еще в магистерские времена начала выступать на неких квартирниках, потом начало выкристаллизовываться отдельное движение популяризаторов науки — коллеги из Института физиологии начали крутой проект «Моя наука», для которого я также тогда писала и который до сих пор делает много важных для научпопа вещей.

Однако все это время популяризация науки была в определенной степени «побочным эффектом» от моей основной деятельности, но в определенный момент, как раз после того, как я несколько устала от других видов деятельности, я решила перевести ее со второго на первый план.

Какой может быть научная карьера в Украине? 3

И, честно говоря, это действительно то, к чему у меня есть талант. Ведь именно популяризация науки — с ее постоянной необходимостью публично выступать, писать полушутливые тексты и делать презентации с гифками и мемчиками (при этом не примитивизируя и не искажая научные факты) — это именно тот формат, который соединил мою любовь к науке с любовью к искусству и самовыражению.

Я часто провожу параллели между наукой и искусством, ведь оба эти вида деятельности очень красивые и уникальные для человека как вида. Именно поэтому я очень возмущаюсь, когда слышу противопоставления «сухарей-ученых» и «художников с тонкой душевной организацией». Это не противоположности, это разные формы проявления одного и того же желания: познать мир и себя.

Моя цель — популяризировать критическое мышление, научный взгляд на мир и мотивировать каждого развивать свою естественную заинтересованность биологией.

В детстве мы все немного биологи: «Почему синяк такого цвета?», «Почему голубь на дороге умер?», «Почему котик мурчит?», «Почему мне больно?».

К сожалению, часто школьный формат подачи биологии вместо любви к этой науке приносит ненависть к предмету, а уже во взрослом возрасте человек внезапно ловит себя на мысли, что до сих пор хочет знать ответы на те детские вопросы и еще на сотню новых. Плюс мир быстро развивается, мы видим новости о генетической инженерии или предложение сохранить стволовые клетки, но при этом не все могут сориентироваться в том, о чем речь, и оценить адекватно какую-то научную новость или рекламу. Поэтому в первую очередь я акцентирую внимание на формировании мышления, популяризации трезвого подхода к жизни и важности познания.


— В чем, по вашему мнению, основные минусы работы в научной сфере в Украине? С какими трудностями приходится сталкиваться?

Первое и главное — это недостаточное финансирование, вызванное недостаточным пониманием задач и особенностей научной деятельности людьми, которые влияют на это финансирование, и обществом в целом.

Кроме того, у нас достаточно выраженный конфликт поколений в науке, ведь часто в отделе есть люди пенсионного возраста и студенты и аспиранты, а людей условно среднего возраста мало, так как часть из них уехала за границу.


—  А какие плюсы? Как бы вы приободрили человека, который хочет строить карьеру в науке, но сомневается и боится трудностей?

Главный плюс — ты всегда можешь узнать что-то первым. Пусть это будет какая-то мелочь, лишь деталь чего-то значительного, но только ученый имеет такую ​​роскошь — воочию увидеть то, что никто до этого не видел, или понять некий механизм, или вообще придумать свой подход к чему-то.

Если бояться трудностей — то можно вообще ничего не делать. Не только в науке, но и вообще. Трудности будут обязательно.


— Считается, что в точных и естественных науках главенствуют мужчины. Действительно ли это так и сталкивались ли вы с предвзятым отношением к себе или другим женщинам-ученым?

Если честно, я всегда оказываюсь в не слишком приятном положении, когда спрашивают о моем личном опыте, потому что ярких примеров предубеждения и дискриминации я не вспомню. В той области биологии, которой в основном занималась я, было достаточно женщин — именно у них я научилась всем лабораторным методам. Однако у коллег, особенно с других направлений (например, у зоологов и других «полевиков»), все еще встречаются случаи дискриминации, и я знаю о таких неприятных историях.


— Какие качества нужно иметь, чтобы достичь карьерных успехов в науке?

Очень разные, в зависимости от выбранного направления и цели. Несомненно, важно аналитическое мышление и способность двигаться от частного к общему и наоборот. А еще, конечно, банальное любопытство — если человек не умеет задавать вопросы и не загорается в процессе поиска ответов, то в науке ему будет трудно.


— Как вы считаете, может ли человек без профильного университетского образования построить карьеру в науке с помощью, например, онлайн-курсов?

Онлайн-образование — это очень-очень круто. Но для фундаментальной науки все же нужно фундаментальное образование. Есть вещи, которым пока невозможно научиться дистанционно и виртуально.


— Что вы делаете, чтобы постоянно быть в курсе всех изменений и новостей в сфере и профессионально развиваться?

Читаю научные статьи и поддерживаю контакты с авторитетными представителями отрасли.


— Поделитесь, пожалуйста, интересными научно-популярными ресурсами.

На самом деле сама я почти не читаю научпоп (кроме случаев, когда получаю задание написать рецензию на книгу). Слишком много времени уходит на работу с первоисточниками — собственно научными статьями — и на их адаптацию для восприятия людьми без специального образования. Соответственно, времени для перечитывания упрощенных версий уже не остается.

Из украинских источников всегда рекомендую сайт проекта «Моя наука», да и Facebook-страницы его авторов также могут быть интересными тем, кто следит за украинскими учеными. Один из моих проектов — Nobilitet — делится информацией про нобелиатов в формате лекций. Еще рекомендую проект моей менти с программы Дівчата STEM Александры Блажевич — Inventa. Информацию про здоровый образ жизни ищите у Здравомыслие, про мозг — у Beehiveor, околонаучные мемы — на сайте Довколаботаніка. А еще когда-то Антон Сененко сделал полный перечень украинских популяризаторов науки, научно-популярных сайтов и мероприятий.


— Что вас мотивирует в вашей работе?

Трудно сказать. Наверное, то, что каждый из нас живет в информационном пузыре, а суммарно уровень рационального и научного мышления у украинского общества до сих пор, к сожалению, крайне низок, и это стоит исправлять. А также несколько эгоистичный фактор — для меня это форма самовыражения.

Читайте также

4 истории, как запустить собственный онлайн-курс

Как научиться работать в команде, если вы — одинокий волк

Чому бажання зрозуміти, чого ви хочете — пастка? Інтерв’ю з кар’єрною експерткою Оленою Рєзановою

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: