Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как научиться работать в команде, если вы — одинокий волк

24.03.21 Карьера 4 min reading

Почти в каждой вакансии рассказывают про дружный коллектив. А как быть тем, для кого это, скорее, демотивация? О волках-одиночках на работе и как им уживаться в команде рассказывает HR-эксперт и карьерная консультантка Татьяна Пашкина.

Как-то давно на форуме для HR-ов я увидела такой запрос:

Может ли одинокий волк выжить в коллективе? Человек на работе постоянно один и сам по себе. Отличный работник, но не любительница посиделок и дружных чаепитий. Что ни спроси личное, отвечает нехотя… Видимо считает, что на работе друзей не бывает. Предлагаю обсудить такое поведение в коллективе — правильно это или нет? И что делать с такой сотрудницей?

Дальше шли жаркие дебаты на тему, должен ли человек, вместо того чтобы работать, общаться с коллегами о жизни и сериалах. Большинство спорщиков принимало сторону одиночки, упирая на то, что если сотрудник дает результат, а в личную жизнь не пускает — то это его дело, а не конфликтная ситуация.

Впрочем, глянцевые журналы считают одиночек одним из подвидов токсичных сотрудников и рекомендуют от таких избавляться: «Если вам дорог этот сотрудник — попробуйте договориться, чтобы он соблюдал корпоративные нормы и правила. В противном случае лучше подыскать ему замену».

Итак, что же делать, если не все постулаты корпоративной культуры совпадают с вашими ценностями, и вы чувствуете себя «волком-одиночкой»?


Одиночество здоровое и токсичное


Полагаю, здесь действует известное правило: все яд и все лекарство. То есть, все зависит от размера «волчизма» и рабочей ситуации. Например, если вы принципиальный одиночка по жизни, и вам от этого комфортно — это прекрасно. Особенно если ваш подход к жизни не доставляет неудобств родным, друзьям и коллегам.

Хуже, если одиночество сопровождается высокомерием и игнорированием потребностей коллег и друзей-знакомых. Перейдем к примерам в историях — так нагляднее.

Один мой знакомый принес на работу соковыжималку — ради себя одного. Впрочем, он угощал и коллег. И вот однажды на кухне у этой соковыжималки мы с ним обсуждали тонкости медицинского страхования. Парень оказался очень компетентным в этом вопросе. А в ответ на мое восхищение, спокойно сказал: «Я же у себя один».

То есть, раз компания страховку не предлагала, он купил ее себе сам — чтобы здоровье поддерживать. И это личное дело человека. А вот если бы он начал интриги плести ради получения заветного полиса — полагаю, разумные границы обособленности были бы нарушены.

А вот другая история. Одна моя знакомая рассказывала про коллегу, который весь рекламно-маркетинговый бюджет тратил на нужды своего проекта, и сладить с ним было невозможно. Да, проект был важный, но бюджет-то был общий!

Коллега-одиночка был «куплен задорого» через рекрутинговое агентство и считал своим долгом обеспечить результат любой ценой. Поэтому с потребностями коллег особо не считался. Высокое руководство радовалось результатам «выскочки» и сетовало на мягкотелость его коллег. «С таким отношением он скоро станет директором по маркетингу, — с отвращением говорила моя знакомая, — и нас просто втопчет в пыль».

Вот такое отношение уже является токсичным. Поэтому важно проговаривать границы своих возможностей и коллег, чтобы не провоцировать конфликты.

Или выбирать должность достаточно самостоятельную, чтобы никому не переходить дорогу. Я видела прекрасных одиночек — ревизора, сотрудника службы безопасности, водителя и программиста 1С, — которые отлично трудились, не тяготясь «производственным одиночеством».


Одиночка поневоле


Бывают ситуации, когда «волком-одиночкой» может стать любой офисный сотрудник под давлением обстоятельств. Такой ситуационный волк.

Так, однажды в подразделении, где я работала, обновили систему мотивации — из индивидуальной ее решили сделать командной. Решение было неудачным вдвойне. Во-первых, в рамках наших работ мы сотрудничали, но каждый был самостоятельной единицей. Во-вторых, руководил нами человек увлекающийся и эмоциональный. Поэтому поставил нам «амбициозную цель» — прекрасную, но малодостижимую.

Конечно, цели мы не достигли. И на квартальном совещании обосновали с цифрами, почему с нынешними ресурсами это невозможно. Какие есть компромиссы?

— Никаких! — радостно заявил босс. — Давайте пробовать дальше! У нас должно получиться.

Дальнейшие дебаты оказались бессмысленными. Наш шеф был твердо уверен, что мы пока не прониклись амбициозностью целей и потому не можем выйти на необходимую эффективность. Но без дополнительного бюджетирования проектов новые цели «не взлетали».

В следующем квартале результат был столь же плачевен. Зато в подразделении созрел конфликт, бурный и яростный, в результате которого мы вернулись к единоличным показателям и бонусам. В ходе дебатов словосочетание «командный подход» и «интересы коллектива» звучали раз двадцать — причем, каждая сторона интерпретировала их по-своему. И да, неделю после этого совещания мы чувствовали себя «волками-одиночками».

Поэтому я полагаю, что определенный «волчизм», если он не отравляет общую корпоративную культуру, но помогает поддерживать личные границы, не будет лишним. Конечно, не нужно им злоупотреблять и строить карьеру, шагая по спинам других. Даже если они не смогут отомстить «здесь и сейчас», помните, что хороший рекрутер собирает рекомендации не только у руководителя, но и бывших коллег.

Поэтому оптимальная стратегия — «договориться на берегу», какое взаимодействие будет для вас комфортным, а для коллег приемлемым, и постараться его придерживаться. Конечно, компания — живой организм, все меняется, поэтому и договоренность не является «железобетонной» — она будет корректироваться под обновившиеся обстоятельства. Именно такой подход помог многим «волкам» взаимодействовать комфортно и неконфликтно. А что еще нам, одиночкам, надо?

Ищете работу?

У нас много вакансий в компаниях, где вас будут ценить независимо от того, «волк» вы или «котик»

Вакансии

Читайте также

Средневековье, барокко, новое время: в какой эпохе работает ваша компания

Как понять, что компания вам не подходит?

Засиделась в мидлах: о зоне карьерного комфорта и как из нее выйти

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: