Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как научиться работать в команде, если вы — одинокий волк

24.03.21 Карьера 4 min reading

Почти в каждой вакансии рассказывают про дружный коллектив. А как быть тем, для кого это, скорее, демотивация? О волках-одиночках на работе и как им уживаться в команде рассказывает HR-эксперт и карьерная консультантка Татьяна Пашкина.

Как-то давно на форуме для HR-ов я увидела такой запрос:

Может ли одинокий волк выжить в коллективе? Человек на работе постоянно один и сам по себе. Отличный работник, но не любительница посиделок и дружных чаепитий. Что ни спроси личное, отвечает нехотя… Видимо считает, что на работе друзей не бывает. Предлагаю обсудить такое поведение в коллективе — правильно это или нет? И что делать с такой сотрудницей?

Дальше шли жаркие дебаты на тему, должен ли человек, вместо того чтобы работать, общаться с коллегами о жизни и сериалах. Большинство спорщиков принимало сторону одиночки, упирая на то, что если сотрудник дает результат, а в личную жизнь не пускает — то это его дело, а не конфликтная ситуация.

Впрочем, глянцевые журналы считают одиночек одним из подвидов токсичных сотрудников и рекомендуют от таких избавляться: «Если вам дорог этот сотрудник — попробуйте договориться, чтобы он соблюдал корпоративные нормы и правила. В противном случае лучше подыскать ему замену».

Итак, что же делать, если не все постулаты корпоративной культуры совпадают с вашими ценностями, и вы чувствуете себя «волком-одиночкой»?


Одиночество здоровое и токсичное


Полагаю, здесь действует известное правило: все яд и все лекарство. То есть, все зависит от размера «волчизма» и рабочей ситуации. Например, если вы принципиальный одиночка по жизни, и вам от этого комфортно — это прекрасно. Особенно если ваш подход к жизни не доставляет неудобств родным, друзьям и коллегам.

Хуже, если одиночество сопровождается высокомерием и игнорированием потребностей коллег и друзей-знакомых. Перейдем к примерам в историях — так нагляднее.

Один мой знакомый принес на работу соковыжималку — ради себя одного. Впрочем, он угощал и коллег. И вот однажды на кухне у этой соковыжималки мы с ним обсуждали тонкости медицинского страхования. Парень оказался очень компетентным в этом вопросе. А в ответ на мое восхищение, спокойно сказал: «Я же у себя один».

То есть, раз компания страховку не предлагала, он купил ее себе сам — чтобы здоровье поддерживать. И это личное дело человека. А вот если бы он начал интриги плести ради получения заветного полиса — полагаю, разумные границы обособленности были бы нарушены.

А вот другая история. Одна моя знакомая рассказывала про коллегу, который весь рекламно-маркетинговый бюджет тратил на нужды своего проекта, и сладить с ним было невозможно. Да, проект был важный, но бюджет-то был общий!

Коллега-одиночка был «куплен задорого» через рекрутинговое агентство и считал своим долгом обеспечить результат любой ценой. Поэтому с потребностями коллег особо не считался. Высокое руководство радовалось результатам «выскочки» и сетовало на мягкотелость его коллег. «С таким отношением он скоро станет директором по маркетингу, — с отвращением говорила моя знакомая, — и нас просто втопчет в пыль».

Вот такое отношение уже является токсичным. Поэтому важно проговаривать границы своих возможностей и коллег, чтобы не провоцировать конфликты.

Или выбирать должность достаточно самостоятельную, чтобы никому не переходить дорогу. Я видела прекрасных одиночек — ревизора, сотрудника службы безопасности, водителя и программиста 1С, — которые отлично трудились, не тяготясь «производственным одиночеством».


Одиночка поневоле


Бывают ситуации, когда «волком-одиночкой» может стать любой офисный сотрудник под давлением обстоятельств. Такой ситуационный волк.

Так, однажды в подразделении, где я работала, обновили систему мотивации — из индивидуальной ее решили сделать командной. Решение было неудачным вдвойне. Во-первых, в рамках наших работ мы сотрудничали, но каждый был самостоятельной единицей. Во-вторых, руководил нами человек увлекающийся и эмоциональный. Поэтому поставил нам «амбициозную цель» — прекрасную, но малодостижимую.

Конечно, цели мы не достигли. И на квартальном совещании обосновали с цифрами, почему с нынешними ресурсами это невозможно. Какие есть компромиссы?

— Никаких! — радостно заявил босс. — Давайте пробовать дальше! У нас должно получиться.

Дальнейшие дебаты оказались бессмысленными. Наш шеф был твердо уверен, что мы пока не прониклись амбициозностью целей и потому не можем выйти на необходимую эффективность. Но без дополнительного бюджетирования проектов новые цели «не взлетали».

В следующем квартале результат был столь же плачевен. Зато в подразделении созрел конфликт, бурный и яростный, в результате которого мы вернулись к единоличным показателям и бонусам. В ходе дебатов словосочетание «командный подход» и «интересы коллектива» звучали раз двадцать — причем, каждая сторона интерпретировала их по-своему. И да, неделю после этого совещания мы чувствовали себя «волками-одиночками».

Поэтому я полагаю, что определенный «волчизм», если он не отравляет общую корпоративную культуру, но помогает поддерживать личные границы, не будет лишним. Конечно, не нужно им злоупотреблять и строить карьеру, шагая по спинам других. Даже если они не смогут отомстить «здесь и сейчас», помните, что хороший рекрутер собирает рекомендации не только у руководителя, но и бывших коллег.

Поэтому оптимальная стратегия — «договориться на берегу», какое взаимодействие будет для вас комфортным, а для коллег приемлемым, и постараться его придерживаться. Конечно, компания — живой организм, все меняется, поэтому и договоренность не является «железобетонной» — она будет корректироваться под обновившиеся обстоятельства. Именно такой подход помог многим «волкам» взаимодействовать комфортно и неконфликтно. А что еще нам, одиночкам, надо?

Ищете работу?

У нас много вакансий в компаниях, где вас будут ценить независимо от того, «волк» вы или «котик»

Вакансии

Читайте также

Средневековье, барокко, новое время: в какой эпохе работает ваша компания

Как понять, что компания вам не подходит?

Засиделась в мидлах: о зоне карьерного комфорта и как из нее выйти

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: