Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как вести личный бюджет? Лайфхаки по планированию и экономии

05.02.19 Развитие 8 min reading

Чтобы оптимизировать расходы и увеличить сбережения, достаточно лишь несколько часов в месяц и немного дисциплины. Об основах ведения личного бюджета и экономии рассказывает Любомир Остапов — партнер в iPlan, основатель социальной проекта «Семейный бюджет», автор книг «Любовь и бюджет», «Малыш и бюджет».

Любомир Остапив
Любомир Остапив


Зачем вообще нужен личный бюджет?

  1. Чтобы контролировать расходы. Вы можете даже не замечать, что значительная часть ваших средств идет, например, на одежду. А детализированный личный бюджет поможет это понять и задуматься перед покупкой следующей рубашки или платья. Как следствие — эмоциональных покупок станет меньше.
  2. Чтобы экономить. Вместе с уменьшением расходов появляется возможность больше откладывать. Кроме того, вы будете знать, сколько именно сэкономили каждого месяца, и сможете планировать крупные покупки.
  3. Чтобы понимать свое финансовое положение в целом. Например, у вас есть желание откладывать больше. Бюджет поможет понять, что для этого лучше: экономить или найти дополнительную прибыль. Потому что первый вариант иногда менее целесообразен. Если вы, например, живете в Киеве, снимаете квартиру и получаете 10 000 грн, в этой ситуации сложно накопить на новую машину.
  4. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне. Планируя свой бюджет, вы всегда будете знать, сколько у вас денег. А значит — сможете распределить их так, чтобы не голодать за неделю до зарплаты.
  5. Чтобы достигать своих целей. Сначала вы формируете резервный фонд, затем собираете на отдых, а со временем ставите такие масштабные цели, как автомобиль или даже собственное жилье.

Что такое финансовая грамотность и как обеспечить себе комфортную жизнь и безбедную старость

Читать


4 способа вести личный бюджет


В зависимости от ваших целей и уровня финансовой грамотности, Любомир выделяет четыре основных способа планирования собственного бюджета.

Способ №1: простой

Это самый легкий вариант, который требует лишь записи расходов. Для начала определите 10-12 категорий расходов. Разделите их на регулярные (еда, коммунальные услуги, одежда и обувь и т.д.) и эмоциональные (развлечения, путешествия, благотворительность, техника и т.п.). Это деление нужно, чтобы увидеть свой прожиточный минимум в месяц, а это невозможно, если эмоциональные затраты смешаются с регулярными.

Важное правило — делать записи ежедневно в течение месяца. Только в этом случае они принесут пользу.

Как анализировать бюджет? В конце месяца подсчитайте свои расходы в каждой категории. Возможно, на что-то вы тратите больше, чем хотели бы? Если это так, спросите себя, почему на это уходит именно столько денег и возможно ли сократить расходы.

Легче всего экономить на эмоциональных покупках (например, на новых туфлях, аксессуарах или ужине в дорогом ресторане). Но совсем без них обходиться сложно, поэтому подумайте, как сделать такие удовольствия более дешевыми.


Способ №2: классический

Этот способ также подходит для новичков. Правила те же, только кроме расходов нужно записывать еще и доходы. Это не намного труднее, зато вы поймете, как ваши расходы соотносятся с доходами и сколько вы экономите.

Для доходов также лучше сделать отдельные категории: зарплата, подработки, проценты по кредиту и тому подобное. Если вы инвестируете деньги, сделайте отдельный пункт «Инвестиции» и разделите его на подкатегории по мере необходимости.

Почему это полезно? Представьте, что хотите приобрести какую-то вещь за 24 000 гривен. Благодаря записям вы знаете: ваш доход составляет в сумме 12 000 грн в месяц, а на жизнь нужно 8000. Теперь вы можете спрогнозировать, что нужная сумма накопится через 6 месяцев. Далее этот срок можно попробовать уменьшить, контролируя расходы и увеличивая доход.

Для простого и классического способов ведения бюджета очень важно подобрать мобильное приложение — удобное и с функцией синхронизации с банковскими выписками. Или всегда можно воспользоваться простыми таблицами. Несколько соответствующих шаблонов есть на сайте проекта «Семейный Бюджет».


Способ №3: не парюсь

Это метод, который требует меньше времени и усилий. Но и предоставляет минимум информации. Идеален для тех, кто не испытывает потребности в экономии или сбережениях, но хочет следить за состоянием счетов.

В начале месяца запишите свои активы — дом, машину, деньги на счету, наличные и прочее. Вернитесь к записям через месяц, повторите ту же процедуру и сравните результаты с предыдущими. Так вы увидите, что накопили за этот период или наоборот. На YouTube-канале Любомира есть шаблон соответствующей таблицы с комментариями, как ею пользоваться.

Этот способ не даст понимания ваших расходов, но поможет контролировать бюджет и вовремя обратить внимание на проблемы.


Способ №4: эксперт

Этот способ требует больше знаний и усилий и подойдет людям с экономическим образованием, инвесторам или тем, кто очень интересуется темой личного бюджета.

В основе способа лежит такая же запись доходов и расходов. Но появляется несколько новых правил, которые помогают более тщательно следить за счетами.

  1. Разделить все счета: банковские карты (каждая отдельно), наличные, инвестиции и т.д. А также по валюте — евро, доллары, гривни.
  2. Записывать как внешние, так и внутренние транзакции. Первые — это расходы. Вторые — любые переводы между вашими счетами (снятие наличных с карты, обмен долларов на гривни и прочее).
  3. Делать переоценку своего имущества. Если, например, у вас есть машина, через два года она будет стоить дешевле, чем сейчас. Это нужно отражать в записях.

Почему это полезно? Вы всегда точно знаете, сколько у вас активов и можете отслеживать свои пассивные доходы, если занимаетесь инвестициями.

Экономить проще, когда все покупки запланированы

Планировать лучше с календарем «365 ярких дней» с фирменными наклейками Happy Monday

Купить


Как делать записи?


В 2019 году есть много возможностей автоматизировать процесс ведения личного бюджета. Любомир рекомендует выбрать приложение, которое вам по душе. Популярные: HomeMoneySpendeeFinkeeToshlCoinkeeper.

Обычно приложение синхронизирует выписки с банковских карточек и распределяет их по категориям. Вам остается проверить записи в конце недели и зафиксировать расходы наличными. Конечно, пользоваться приложением удобнее, если большинство покупок вы оплачиваете карточкой.

Наличные расходы лучше вносить каждый день, чтобы ничего не забыть. Можно делать это один раз (например, вечером). Или в свободные минуты — во время рабочего перерыва, поездки в транспорте, лифте и т.д. Чтобы немного облегчить этот процесс, введите лимит для записей. Например, позвольте себе не записывать расходы меньше определенной суммы — например, 10 гривен.


8 лайфхаков для экономии бюджета

  1. Сделайте перерыв перед большой покупкой. Понравилась вещь в магазине? Вернитесь через несколько дней и приобретите, если она все еще будет нужна. Хотите новый смартфон? Походите с этой мыслью неделю и только потом решайте, покупать или нет. Это убережет вас от эмоциональных затрат.
  2. Составляйте списки покупок перед походом в магазин, чтобы не тратить лишнего. А еще обязательно поешьте — голодный человек накупит больше ненужных продуктов.
  3. Профилактика дешевле лечения. Не экономьте на визитах к стоматологу или общем анализе крови раз в год. Да, вы потратите на это несколько сотен гривен. Но запущенная болезнь обойдется в тысячи или даже десятки тысяч.
  4. Спросите себя перед приобретением акционных товаров: «Я покупаю, потому что скидка или мне это действительно нужно?»
  5. Обращайте внимание на сезонные овощи, фрукты. А чтобы радовать себя ими зимой, замораживайте часть летом.
  6. Носите с собой многоразовую бутылку для воды и собственную чашку для кофе — в некоторых кафе делают скидку, если кофе в свою чашку. Кроме того, это еще и экологично.
  7. Не покупайте новые книги, если на полочке есть минимум три непрочитанные.
  8. Сделайте энергосбережение частью своей жизни. Например, тосты экономнее делать в тостере. А когда вам нужно две чашки чая, необязательно кипятить полный чайник.

Больше простых и практичных советов по рациональному потреблению вы найдете на сайте финансовых лайфхаков ФинГвин.

Чтобы записывать расходы, нужны доходы

Найдите работу с достойной зарплатой среди вакансий в крутых компаниях на нашем сайте.

Вакансии

Читайте также

Как зарабатывать больше: практичные советы карьерной консультантки

Как предприниматель, фрилансер и программист стали на «биржу труда»

Как просить повышения зарплаты, чтобы наконец его получить?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!