Директор Enterprise Solutions в компании SmartyAds Анастасия-Никита Бансал рассказывает об индустрии рекламных технологий (advertising technologies, или adtech): кем там можно работать, сколько зарабатывать и как начать карьеру с нуля.
Какие специалисты работают в adtech?
Если раньше задачей рекламы было охватить как можно большее количество потребителей на телевидении и радио, то сейчас рекламодатели хотят показывать рекламу только тем, кому их продукт или сервис действительно может быть нужен. Рекламные технологии (они же advertising technologies, или adtech) с помощью высокоточного таргетинга увеличивают эффективность рекламных кампаний и уменьшают расходы путем сокращения нецелевых показов.
Популярность adtech постоянно растет: только в 2020 году компании по всему миру потратили более 129 миллиардов долларов на закупку рекламы с помощью adtech-платформ. Незаменимые специалисты для работы в этой индустрии — это AdOps и аккаунт-менеджеры.
AdOps — это специалисты по рекламным операциям (advertising operations), которые занимаются планированием, организацией и поддержкой рекламных кампаний. Они запускают кампании, тестируют их, обеспечивают оптимизацию многоканальной рекламы для различных СМИ и цифровых рекламных форматов, а также отслеживают эффективность рекламы. AdOps тесно сотрудничают с аккаунт-менеджерами, которые тоже непосредственно вовлечены в работу над рекламными кампаниями, но отвечают преимущественно за общение с клиентами.
Чем занимаются adtech-специалисты?
Экосистема adtech состоит из разных рекламных платформ, которые взаимосвязаны и взаимодействуют на основе аукционов реального времени (Real Time Bidding, или RTB). Это протоколы, определяющие, кому должна демонстрироваться реклама, кто из рекламодателей имеет право показывать ее посетителям сайта и сколько будет стоить один такой показ.
Роли и обязанности AdOps и аккаунт-менеджеров могут отличаться или совпадать в зависимости от типа рекламной платформы.
SSP (supply-side platform)
SSP автоматизирует процесс продажи инвентаря для паблишеров — владельцев веб-сайтов и приложений, где показывается реклама. Здесь главный — аккаунт-менеджер, который должен строить прочные отношения с паблишерами и удовлетворять их потребности: проверять возможности платформы, в том числе — есть ли на ней достаточное количество рекламодателей, чтобы обеспечить желаемое количество показов рекламы. Специалисты AdOps здесь практически никогда не работают.
DSP (demand-side platform)
DSP автоматизирует процесс закупки рекламных мест для рекламодателей. Здесь AdOps работают с фильтрами кампаний, а также проверяют статистику, чтобы обеспечивать эффективность показов рекламы и при необходимости менять настройки. В то время как аккаунт-менеджер разъясняет показатели эффективности рекламы для клиента, разрабатывает стратегии, бюджетирование и ищет новые возможности для совершенствования кампаний. Дополнительно аккаунт-менеджер сотрудничает с командой управления проектами, чтобы гарантировать, что для запуска кампании и достижения KPI клиента есть все необходимое.
Ad exchange
Это открытая платформа, которая может использоваться как рекламодателями, так и паблишерами для автоматизированной купли-продажи рекламы. Роли AdOps и аккаунт-менеджеров здесь почти одинаковы: не важно, AdOps вы или аккаунт — работу будете выполнять идентичную. Специалисты, работающие с Ad exchange, регулируют спрос и предложение рекламы на платформе так, чтобы максимально увеличить прибыль: ежедневно анализируют статистику, проверяют тенденции и аномалии рекламного трафика. Они тесно работают с цифрами и аналитикой, чтобы понять, сбалансированы ли предложение и спрос на рекламные места, и при необходимости корректировать их.
Зарплаты и карьерные перспективы в adtech-сфере
Исходя из своего опыта и знания сферы adtech, могу предположить, что в Украине начинающий специалист на должности AdOps или аккаунт-менеджера зарабатывает в среднем $1000-1200. Рост зарплаты middle- и senior-специалистов зависит от каждого индивидуального случая и может учитывать бонусную систему, порой даже превышающую ставку.
А вот в США, по данным ресурса talent.com, медиана зарплат для AdOps-специалистов — $62400 в год, то есть $5200 в месяц, а аккаунт-менеджеры получают в среднем $55000 в год, то есть примерно $4580 в месяц. Конечно, зарплаты в США и Украине сложно сравнивать. Но если вы AdOps или аккаунт-менеджер, у которого за плечами определенный опыт, то можете попытаться устроиться и в американскую фирму, ведь в условиях пандемии компании часто нанимают удаленных специалистов.
Сколько получают другие специалисты?
У нас есть исследования зарплат украинских коммуникационщиков, дизайнеров, эйчаров, финансистов и специалистов издательской сферы.
ЧитатьЧто касается карьерного роста, то в целом в adtech он происходит по тому же принципу, как и во многих других сферах, в частности в IT. AdOps и аккаунт-менеджеры могут расти вертикально: junior-специалисты растут до уровня middle или senior, а затем становятся тимлидами.
Горизонтальный рост для аккаунтов и AdOps тоже возможен: такие специалисты могут переквалифицироваться в Project Manager или Business Development Manager, а затем двигаться вверх к должностям Head of project, Operations Project Lead и т.д.
Мой собственный опыт показывает, что при усердии и полном вовлечении в работу карьерный рост сотрудников в adtech может быть стремительным. Так, например, за год можно добиться действительно высоких KPI и занять новую позицию, предусматривающую управленческие задачи. Но четких временных рамок при этом нет — все зависит от навыков и зрелости кандидата.
Что должны знать и уметь специалисты adtech?
Есть база, которая важна для всех специальностей, в том числе в adtech-индустрии. Это, прежде всего, хороший английский язык (Upper-Intermediate) и умение вести бизнес-коммуникацию. Но навыки, знания и опыт в adtech означают немало – как и в любой другой сфере. Если вы знаете экосистему RTB и имеете от года опыта работы в цифровой рекламе (adtech как преимущество), такие знания и опыт дают очень хорошие шансы для входа в профессию.
Если компании ищут уже готового AdOps, они обращают внимание на доскональное понимание оптимизации рекламных кампаний в рекламных платформах, а также, например, в кабинетах Display&Video 360, Yandex Direct, Google ADS, DSP и т.д. Также потребуется базовое знание HTML/JS/XML/SQL, способность одновременно управлять несколькими проектами и принимать решения на основе данных платформ, знание всех рекламных форматов, стратегий размещения рекламы и параметров оптимизации, глубокие знания всех показателей эффективности рекламы и т.д.
Если компании ищут уже готового аккаунт-менеджера, то обращают внимание на опыт работы с технологиями управления рекламными кампаниями, то есть рекламными платформами и кабинетами. Также кандидат должен знать, как контролировать выполнение рекламных кампаний (бюджеты, KPI), анализировать эффективность и заниматься разработкой предложений по оптимизации. Для аккаунт-менеджеров ключевое — знание процедур поддержки клиентов на всех этапах работы: от ответов на вопросы до подготовки выводов и рекомендаций по рекламным кампаниям.
Как начать карьеру с нуля?
Как человек, который сам занимается поиском сотрудников, могу сказать, что готовых квалифицированных adtech-специалистов найти крайне трудно. Это отдельная отрасль со своей спецификой, по которой нет курсов или программ подготовки, в отличие от, например, программирования. Единственный выход для организаций, ищущих таланты в adtech — направить свои инвестиции на обучение собственных специалистов.
Это значит, что даже при отсутствии опыта у кандидата есть шансы устроиться в adtech-компанию, особенно если он или она:
- имеет отличное аналитическое мышление;
- владеет навыками делового общения;
- умеет работать в команде и быстро адаптироваться к переменам.
Чтобы начать карьеру в adtech без опыта, нужно искать и подаваться на вакансии, где указана возможность пройти специализированное обучение. Обычно обучать специалистов могут себе позволить компании, которые уже давно на рынке. Создавая собственные технологические решения, такие компании аккумулируют необходимый опыт и экспертизу в adtech, необходимые для обучения новичков. Такой возможности часто нет у тех компаний, которые только начали свой путь в adtech.
Во время собеседования с компанией, предлагающей обучение, не стесняйтесь спрашивать, как оно будет проходить, как будет измеряться его результативность и т.д. Обычно обучение начинается с основ и терминологии adtech — что такое RTB, какие платформы входят в экосистему, как они взаимодействуют между собой. Далее следует более специализированная программа. Обязательно должны быть практические задания для отработки необходимых для работы навыков, так как невозможно научиться работать с определенной платформой без доступа к ней.
Все обучение должно быть безоплатным: обходите стороной компании, которые предлагают такое обучение за деньги. В конце обучения нужно будет пройти тестирование — это необходимый этап закрепления знаний, подтверждающий, что кандидат будет успешен в работе.
Индустрия adtech продолжает развиваться, новые компании появляются ежегодно, и все они нуждаются в AdOps и аккаунт-менеджерах для поддержки и роста своего бизнеса. Поэтому для тех, кто ищет новые перспективы, сейчас — лучшее время, чтобы максимально использовать новые карьерные возможности и открыть для себя карьеру в adtech.
Крутая работа уже ждет!
Найдите вакансию по душе — у нас есть из чего выбирать 😉
ВакансииЧитайте также
Кто такой креативный продюсер и чем занимается в рекламной индустрии
Как развиваться маркетологу: о карьере, навыках, плюсах и минусах профессии
Заработок на YouTube: гид по способам монетизации контента
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.