Своей карьерной историей делится наша читательница Янна Рокало, которая на собственном опыте знает, как это — годами искать себя, и может дать полезные советы тем, кто также находится в поисках.
Всем привет! Меня зовут Янна, и я хочу рассказать вам свою карьерную историю. В целом она похожа на вихрь, который периодически заносило не туда 🙂 Она точно не для людей, которые уже поняли, кем они хотят стать и чем зарабатывать. Моя история — это очень энергозатратный путь человека, который все начал с нуля, которому некому было помочь и направить и который до сих пор продолжает изучать себя.
***
Я начала работать еще во время учебы на экономиста-инженера в КПИ, потому что очень хотелось своих денег, чтобы тратить их на кино, кафе и одежду 😊
Я делала субтитры к сериалам, переводы на заказ, домашки студентам, участвовала в разных маркетинговых опросах, подрабатывала секретарем у отца и даже работала наблюдателем на выборах.
Совет №1. Попытайтесь как можно раньше проанализировать ваши склонности и найти ОДНУ свою сильную сторону. Суперсила есть у всех и всегда одна. Возьмите ее за основу и в дальнейшем ищите занятость, которая под нее подойдет.
На старших курсах я пыталась найти более серьезную работу, ходила на дни карьеры Procter & Gamble, Nestle, Philip and Morris, EY и Deloitte. Мне очень хотелось получить космическую должность и заниматься чем-то крутым, но собеседования я проходить не умела, а научить меня было некому, к тому же мне не хватало решительности и веры в себя. А в 2014 году, когда я выпустилась из университета, и вовсе настала неизвестность: многие международные компании просто закрыли все стажировки и перестали в целом набирать сотрудников. Но я не сдалась.
В итоге я попала на работу в компанию, которая занималась аудитом инвойсов в логистике. Я с трудом проработала там три недели и поняла, что это максимально не мое: я не подхожу ни с точки зрения психологического портрета кандидата, ни с точки зрения навыков.
Совет №2. Если вы совсем не ориентируетесь на рынке труда — не знаете, какие есть вакансии и что на них делают, то потратьте свое время на изучение вопроса либо обратитесь за карьерной консультацией.
Пределом моих мечтаний была «большая четверка» (четыре самые большие в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги:Deloitte, PwC, EY, KPMG — прим. ред.), но деньги нужны были уже сейчас, поэтому я устроилась проджект-менеджером в бизнес-инкубатор, который находился за городом — тратить на дорогу приходилось по 3 часа в обе стороны. Еще и оказалось, что позиция была другой — лидогенератор, а сам инкубатор был на стадии закрытия. Это был самый стрессовый опыт в моей жизни.
Зато именно там я познакомилась с людьми, которые впоследствии очень помогли мне в работе и дальнейшем развитии.
После ухода из бизнес-инкубатора я несколько месяцев работала маркетологом-исследователем, ходила на различные анкетирования и тесты новых онлайн-игр, работала в туристическом проекте Like A Local… И тем временем проходила шестой круг отбора в одну из компаний «четверки» — EY.
Совет №3. Никогда не отказывайтесь от возможностей, которые к вам приходят, но всегда держите в уме основную цель.
На финальном этапе я получила отказ, что меня, конечно, очень расстроило. Пришлось думать, что делать дальше, и в итоге я устроилась маркетологом в небольшую аудиторскую компанию за очень маленькие деньги. Настолько маленькие, что их не хватало на еду и проезд до работы. К тому же я была единственным маркетологом и потому крутилась как белка в колесе. Это был хороший опыт, но я поняла, что совсем себя не ценю и нужно развиваться, а в этой компании это было практически невозможно.
Совет №4. Ищите компанию, которая сможет обеспечить вам желаемый доход и его рост, а не надейтесь, что ради вас компания станет больше зарабатывать. Также учтите, что в маленьких компаниях очень быстро наступает кризис роста — это важно, если вы работаете на гиперскорости и хотите развиваться. Туда не стоит идти с амбициями директора — чаще всего этот пост занимает сам собственник и это навсегда 🙂
Параллельно с работой маркетологом я стала ходить на бизнес-мероприятия и развивать нетворкинг, вернулась к переводам, чтобы больше зарабатывать, волонтерила и путешествовала.
Мне всегда всего было мало — я любила и люблю активную и насыщенную жизнь вне работы, которую сама же себе и организовываю.
А еще я очень люблю свободу творчества, деньги и умных людей. Наверное, именно поэтому в один день раздался звонок от рекрутера IT-компании Terrasoft, и я попала в IT — на должность операционного специалиста в отдел продаж.
Правда, оказалось, что фактически это была позиция юриста по тендерам и договорно-правовой работе, которая трансформировалась сначала в бухгалтера, а потом и в аналитика по бизнес-процессам, что довольно интересно, если это любить. Где-то в уме я держала мысль перейти на позицию маркетолога спустя какое-то время, как мы и проговаривали с рекрутером. В итоге задуманное не получилось, но я снова не сдавалась.
Совет №5. Если вы хотите работать маркетологом — идите и работайте маркетологом. Не уборщиком в отдел маркетинга, не офис-менеджером в отдел маркетинга, а именно маркетологом. Сейчас на рынке труда существует некая неразбериха в названиях должностей и функций. Тот же маркетолог может печатать визитки и разливать кофе в одной компании и отвечать за полный цикл онлайн-продвижения в другой. Поэтому стоит точно убедиться в том, что именно вы будете делать на своей должности.
В конце концов наступил момент, когда развиваться стало некуда и нужно было двигаться дальше. Но на этой работе я сильно выгорела из-за ненормированности графика и нагрузки, поэтому решила взять паузу и уделить время консультированию. Наверное, это был мой незакрытый гештальт со времен попыток попасть в «четверку» — я очень хотела консультировать по экономическим вопросам, и в итоге уделила этому более 2,5 лет.
Кроме этого я продолжила проводить прогулки по городу в качестве англоязычного гида для иностранных гостей от того самого портала Like A Local, с которым уже сотрудничала раньше, пару раз выступала спикером, волонтерила и путешествовала, успела поработать главой избирательной комиссии и стала активистом ОСББ в своем доме.
Совет №6. Выгорание — это всегда плохо, но это же и момент, когда можно взять паузу, заняться чем-то новым и понять, подходит вам это или нет.
Больших денег на консультировании заработать не удалось, поэтому когда я достаточно отдохнула, то начала думать, что мне делать дальше. Наверное, вы заметили, что деньги красной нитью проходят через весь мой рассказ. Хоть это и не единственный фактор, но деньги, безусловно, важны. Поэтому я советую пересмотреть свою занятость, если вы делаете много, а получаете мало: лучше делать меньше, но такой работы, за которую хорошо заплатят, чем миллион дел за очень маленький гонорар.
Но это сугубо мое видение — я знаю компании, где очень интересно работать, поэтому деньги там не основной мотиватор. Зато часто там очень сильная миссия самой компании.
В процессе поиска нового места я продолжала проводить прогулки по городу и уже всерьез подумывала перейти в это полностью. Но тут на моем горизонте появилась компания DataArt, которая мне понравилась. Я решила дать себе еще один шанс — и не ошиблась. Кроме того, началась пандемия и о туризме пришлось на какое-то время забыть. Но я люблю это занятие уже почти 7 лет и еще обязательно к нему вернусь — а пока продолжаю изучать Киев, исследую старинные объекты, участвую в защите старых зданий и популяризирую изучение истории Киева.
Совет №7. Следите за актуальными тенденциями на рынке труда. Чтобы в один миг не оказалось, что вы занимаетесь работой, которую вне конкретной компании невозможно монетизировать. Так уже происходит с секретарями, деловодами, различными ассистентами, офис-менеджерами, кассирами, бухгалтерами — из-за автоматизации и оптимизации эти должности и функции становятся не нужны бизнесу.
Также следите, не достигли ли вы потолка в своем развитии и куда можно двигаться дальше. Возможно, та работа, которой вы занимались просто потому, что нужны были деньги, уже не ваша, а ваша — это, например, дизайнер интерьеров. Тогда стоит попробовать сделать дизайн для друзей и знакомых, а потом ставить его на коммерческие рельсы. Так я поняла, что мне нравятся экскурсии, — просто стала проводить их друзьям.
Сейчас я работаю на должности CRM Analyst в DataArt, но внутренне я все еще в поиске: я считаю, что нет никакого смысла ставить себе рамки в развитии и доходе. Сейчас уже не тот мир, когда ты молодец, если проработал 10+ лет на одном месте, хотя, безусловно, такая стабильность тоже заслуживает уважения и хороша в определенные моменты жизни. Надеюсь, что это состояние поиска у меня не закончится никогда и воплотится либо в предпринимательство, либо в новую позицию с новыми активностями.
Люди удивительны, их судьбы в чем-то похожи, но в целом уникальны, поэтому моя история — это как один из вариантов развития событий, из которого, я надеюсь, вы почерпнете что-то полезное, что сможете применить в своей жизни и сделать ее лучше и ярче.
Ищем невероятные карьерные истории!
Нас интересуют ваши профессиональные повороты, необычные случаи и уникальный карьерный опыт. Все, что учить и вдохновлять других. Если хотите поделиться — заполните, пожалуйста, короткую форму по ссылке.
Ищете работу?
Ищите у нас, ведь на нашем сайте много крутых вакансий для специалистов разных профессий.
ВакансииЧитайте больше карьерных историй
Исповедь свитчера, или Как освоить 5 специальностей до 33 лет
Как я сделала 50 тестовых заданий за полгода и нашла себя
Как я освоила новую профессию с нуля и нашла работу в топовом креативном агентстве
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.