Наблюдая за работой различных руководителей и взаимодействуя с ними, директор по маркетингу компании Carlsberg Ukraine Антон Панасенко вывел 5 особенностей поведения лидеров. Это те навыки и умения, которые важно развивать каждому, кто стремится стать лидером как на работе, так и «по жизни».
За 10 лет моей работы маркетологом, в частности в Carlsberg Ukraine, я познакомился (а где-то даже активно взаимодействовал) с тремя генеральными директорами, тремя вице-президентами по маркетингу, несколькими исполняющими обязанности и более чем с десятью директорами и менеджерами по маркетингу. В целом мне приходилось наблюдать за работой более чем 30 senior менеджеров. Абсолютное большинство из них были яркими лидерами и крутыми профессионалами.
Какие же характерные особенности лидеров я наблюдал за эти 10 лет? Попробую составить список:
1. Лидер никогда не паникует
По долгу службы он вынужден решать вопросы высочайшей бизнес-важности. Цена его ошибки огромная — неправильный вектор/решение могут сломать коммерческую модель, лишить людей бонусов, убить рабочие места, сломать отрасль, снизить налоговые выплаты в государственную казну. При этом лидер несет личную ответственность за свои решения и рискует, в том числе, своей будущей карьерой и благосостоянием. Мне доводилось слышать, что в некоторых компаниях даже есть страхование от управленческих ошибок топов. При этом такая страховка не отменяет возможность внутреннего расследования и даже санкций в случаи выявления ошибки.
Но лидер не паникует. Никогда. Ведь паника — враг эффективности и результативности. Можно медлить, можно злиться, можно игнорировать, можно рвать и метать. Но паниковать нельзя. Лидеры дают импульс всей команде. На них смотрят и под их настроение подстраиваются. За время моей работы в компании было два больших кризиса (географический и кризис интеллектуальной собственности). И каждый раз я восхищался спокойствием, терпением и уверенностью топ-управленца. Это давало правильный заряд всей кризисной группе и стимулировало поиск конструктивных решений.
В эти моменты лидеры походили на непоколебимые глыбы, которые ничто не способно сдвинуть с позиции или напугать. И их команды мастерски разрулили оба кризиса.
2. Лидер доступен
Календарь руководителя расписан на три месяца вперед, телефон красный от входящей информации, стоимость одной рабочей минуты достигает трехзначной цифры (в разных валютах). Но если вы обратились к лидеру, то он уделит время и выслушает.
Необязательно это приведет к видимым решениям. Необязательно вообще на что-то повлияет. Но лидер всегда собирает информацию, понимая ее значимость. И как аксиому воспринимает следующее утверждение: если сотрудник решился обратиться, значит, это может быть важно.
3. Лидер осознает свою значимость
Это очень важная характеристика. Лидер вовлекается именно там, где это нужно. Не тратит время на лишнее. Благодарит. Понимает, как его присутствие влияет на градус эмоций и сдержанность участников любого собрания (иногда ведь людям нужно дать выплеснуть эмоции в жарком, но конструктивном споре). Один звонок руководителя или даже сообщение в мессенджере способны вдохновить лучше многих мотивационных программ. И наоборот — неаккуратное или необязательное замечание может демотивировать ранимых сотрудников.
Лидер — это человек, воплощающий и отражающий принципы компании, ее ценности и правила. А значит для некоторых людей он может быть даже важнее самой корпорации. И лидеры это осознают.
4. Лидер живет работой, но не живет на работе
Вы видели измученных, утомленных, истощенных лидеров? Может ли такой человек вести за собой, подавать пример? Почему успешные люди много путешествует и умеют себя баловать? Какие хобби у лидеров и сколько времени они уделяют занятиям «для души»?
Чтобы победить в борьбе за work-life balance, нужно поменять саму парадигму, опровергнуть этот термин и принять работу как часть жизни. Но сделать ее такой частью, которая не будет истощать и выхолащивать. Ведь лидер — слишком ценный и осознающий свою ценность ресурс, чтобы такое допустить.
5. Лидер слегка odd
Odd с английского — странный, необычный. К этой характеристике лидера можно еще добавить яркий, харизматичный, неординарный, смелый, блистательный, смешной, эксцентричный, импозантный, притягательный и т.д. Очень сложно подобрать удачное прилагательное, чтобы описать лидера одним словом. Но он имеет свой уникальный и зачастую привлекательный (даже притягательный) стиль. Манеру поведения лидера сложно назвать стандартной или банальной, он заполняет собой пространство и вселяет уверенность. Это совсем не значит, что лидер будет громче или больше всех говорить. Это тем более не значит, что лидер будет отмалчиваться и просто наблюдать. Но в любой ситуации вы сможете ощутить его присутствие и особое влияние.
Во время составления этого списка я провел много времени, вспоминая лидеров, с которыми пересекался на работе и за пределами офиса. Они разные, а значит не существует общего для всех набора правил. Учебника, который бы превращал читателей в лидеров, я тоже пока не нашел. Я лишь попытался дать некие маяки, которые могут пригодиться тем, кто серьезно намерен стать лидером на работе и просто в жизни. Но помните — вы всегда создаете свою собственную уникальную модель поведения, коллекционируете разный опыт, и негативный может оказаться даже более полезным на пути становления вас как лидера.
Готовы отправлять свое резюме?
Выбирайте одну из крутых вакансий у нас на сайте — и вперед 👉
ВакансииЧитайте также
Быть или не быть? 7 признаков, что вы готовы стать руководителем
Руководитель на ремоуте: как быть эффективным лидером удаленных команд
Законы боя для карьеры: 5 советов лидерам от «морских котиков»
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.