Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

«Не плачь, ты же на работе»: стоит ли скрывать эмоции от коллег

15.04.21 Карьера 5 min reading

Как быть, когда хочется кричать, плакать или громко смеяться, но вы — на работе? О том, что делать с эмоциями, когда рядом коллеги, рассказывает психолог, карьерный консультант и HRG Unis Мария Конарова.


Признайтесь, у всех бывали такие дни, когда кажется, что где-то в параллельной вселенной открылся портал с годовым запасом проблем, и этот портал находится прямо рядом с вашим рабочим местом. Все словно сговорились и достают бессмысленными вопросами, надуманными претензиями, клиенты пишут гневные письма, шеф ругается, коллеги не понимают. Хочется свернуться калачиком прямо на офисном кресле и тихонько плакать. Или реветь и громко выть. Но нельзя, ведь вы на работе.

Или другая ситуация — когда у вас удачный день: в транспорте было свободное место, кофе по дороге на работу оказался особенно вкусным, а шеф похвалил за проделанную работу. И вот вы порхаете по офису, шутите, пытаетесь сеять радость и весну — а вам в ответ говорят, что вы мешаете и ведете себя некорректно, потому что вообще-то на работе. Опять, значит, нельзя поддаваться чувствам.

Или вы просто эмоциональная личность и можете в запале повысить голос на коллегу. Но вы кричите только по делу, и не понимаете, почему должны скрывать эмоции, когда приходится третий раз объяснять менеджеру, что вы от него хотите. А он почему-то обижается.

То есть — что делать с эмоциями на работе? Скрывать и подавлять? Выражать и не ограничивать себя? Или найти золотую середину? Но как? С последним вопросом разберемся ниже.


Шаг 1. Принятие


Для начала стоит понять, что глобально, независимо от ситуации и контекста, . Именно так. Имеете. Право. На любую. Эмоцию.

То есть, хотеть плакать, когда возмущены — нормально. Хотеть расколошматить стол в гневе — нормально. Чувствовать злость, восторг, подъем, эйфорию, обиду — нормально. Потому что это ваши эмоции, ваша реакция, ваше отношение.


Шаг 2. Анализ


Следующий шаг — осознать, что именно вы сейчас чувствуете. Находясь в плену сильной эмоции или пытаясь ее подавить, мы не всегда точно понимаем оттенок своих ощущений.

Вы разъяренные или подавлены? Вы чувствуете обиду, жалость или вину? Вы возбуждены, вдохновлены или волнуетесь?

Это может быть непривычно и непросто, но такая маленькая привычка — прислушиваться, что именно вы чувствуете, — имеет значительные положительные результаты. Во-первых, так мы учимся лучше понимать себя, чувствовать себя. Во-вторых, парадоксальным образом, чем глубже и подробнее вы пытаетесь почувствовать эмоцию, тем меньше вы ей подвластны. Да, это действительно работает.

Попробуйте в ближайшее время не подавлять негативную эмоцию, а почувствовать ее всем телом, всем своим Я. Вы растеряны? Напряжены? Как вы чувствуете это в теле? Как это выражается? Как вы можете описать эту эмоцию? Что именно вы чувствуете? Каково соотношение различных эмоций в этой смеси?

Осознать эмоцию и разрешить себе почувствовать ее — это уже весомый шаг. Это базовая привычка, которая позволяет управлять эмоциями и направлять их в правильное русло.


Шаг 3. Проявление или отсрочка


Конечно, если есть возможность дать выход той или иной эмоции, выразить ее, озвучить вслух — это всегда хорошо.

  • Сказать коллегам: «Простите, я немного устал и чувствую, что сейчас взорвусь, поэтому я возьму паузу на 10 минут, хорошо?».
  • Набрать любимого человека и пожаловаться ему, какой же тяжелый сегодня выдался день.
  • Честно и твердо ответить, что «ваш крик заставляет меня чувствовать себя плохо, и мне сложно вести конструктивный диалог в такой форме».

Спокойное озвучивания эмоций — это этический способ дать понять собеседнику ваше состояние, попросить паузу, если надо, вернуть разговор в спокойное русло.

Другой вариант — когда вот прямо сейчас, в этот момент, нет возможности поддаться эмоциям.

  • Вас ждет ответственная встреча, и перед тем надо собраться;
  • через час вы должны сдать выполненное задание, и нет времени плакать.

Да, далеко не всегда во время рабочей суеты действительно можно взять паузу. В таком случае:

  1. Возьмите ровно одну минуту и ​​сначала пропустите эмоцию через тело, почувствуйте, что это за эмоция, скажите себе, что обязательно разберетесь с ней, но позже.
  2. Выполните пару простых дыхательных упражнений. Например, пять раз глубоко вдохните и выдохните. Или дышите счет «4»: на 1-2-3-4 вдыхайте, на столько же задерживайте дыхание, на четыре выдыхайте и снова задерживайте дыхание. Эти простые упражнения позволят переключиться и настроиться на работу.
  3. Если есть возможность — переключите внимание. Отложите дело, вызывающее гнев, возьмите перерыв в разговоре, который набирает угрожающий оборот, встаньте с рабочего места и пройдитесь к кулеру с водой или просто начните работать над другой задачей.

Маленький лайфхак: если у вас получилось таким образом овладеть эмоциями, уже по окончании рабочего времени наградите себя — ароматным чаем, свежей зефиринкой, часом сериала или еще чем-то, что вас радует. В следующий раз вам будет легче справиться с эмоциями, если вы знаете, что за это вас ждет награда.


Не забывайте о других


Озвучивать и выражать эмоции на работе надо экологичным способом, учитывая то, что существуют правила делового этикета. Если вы знаете, что можете сорваться на крик, неуместный в деловой среде — надо учиться схватывать эту эмоцию, когда она только начинает вас поглощать, и искать возможность выразить ее или переключиться. Переживание собственных эмоций важно, но оно не должно быть источником негатива для коллег.

  • Поплакать подруге в телефон во время обеденного перерыва — нормально. Поплакать на плече малознакомого сотрудника — не очень.
  • Закрыться в кабинете и порычать тихонько, сжимая кулаки — нормально. Кричать на весь офис, как вас все задолбало — не очень.
  • Твердо попросить собеседника перейти на спокойный тон разговора — нормально. Трястись и сквозь слезы обвинять его, что он вас оскорбляет или кричать в ответ — не очень.


Вывод


Подытоживая: все мы имеем право на эмоции. И на работе в частности. Главное — не впадать в крайности. Не накапливать в себе эмоции, потому что тогда они никуда не деваются и прорываются в самый неподходящий для этого момент. И не впадать в сильные эмоциональные состояния, разрушая все на своем пути и выбивая из рабочего ритма и себя, и окружающих.

А вот осознать эмоцию, позволить ее себе, озвучить ее вслух — это путь к более гармоничному ощущению себя на работе и более экологичному взаимодействию с коллегами.

Ищете работу, которая будет приносить только положительные эмоции?

Мы публикуем вакансии компаний, которым доверяем и где понедельники счастливые.

Вакансии

Читайте также

«Эмоции на работе»: книга о том, как полюбить понедельники

6 шагов, чтобы пережить увольнение: советы психолога

Что такое стресс-интервью и как его пройти?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: