Увольнение с работы может стать довольно травмирующим опытом. И если поделиться этой новостью с кем-то из близких, вы вряд услышите что-то более успокаивающее, чем: «Да подумаешь! Найдешь себе получше!». Но такой поддержки недостаточно, чтобы справиться с негативными эмоциями. Вот как советует переживать потерю работы психолог Надежда Рогозина.
Почему мы так тяжело переживаем увольнение
Увольнение переживать так трудно потому, что это событие сочетает в себе сразу несколько стрессоров:
- Вы теряете источник прибыли и начинаете беспокоиться о будущем. Это больно бьет по базовым потребностям человека: пища и безопасность. Появляется страх за жизнь.
- Вы лишаетесь привычного окружения и будете значительно реже видеться с коллегами-друзьями. Казалось бы, ничего страшного, но это не совсем так. Быть частью определенной социальной группы — это тоже одна из потребностей человека, заложенная еще со времен древних людей: в племени быть безопаснее, чем без него. Потеря регулярного общения с коллегами вызывает чувство социальной изоляции, ненужности.
- Но больнее всего по душевному состоянию бьет потеря самоопределения. Многие определяют себя именно по своим рабочим должностями. И увольнение разрушает их мир, будто карточный домик.
Что делать после увольнения
Шаг 1. Дайте себе время прожить негативные эмоции
Если вы потеряли работу, первым делом перестаньте вытеснять свои эмоции по этому поводу, а проживите их полностью. Но выделите себе на это определенный срок. Например, три дня или неделю. В это время можно горевать по работе, плакать, даже бить тарелки, если хочется.
Очень важно выпустить напряжение. Советую в этот период попробовать написать письмо гнева своему боссу (или кому-то другому, кого считаете виновным в ситуации), которое вы никогда не отправите. Просто вылейте на бумагу все, что чувствуете, не стесняясь слов. А потом порвите его на маленькие кусочки или сожгите.
Шаг 2. Сублимируйте негатив в физическую активность
Негативные эмоции хорошо сублимировать в активное движение. Можно затеять генеральную уборку дома, наконец записаться в спортивный зал или хотя бы ходить на долгие пешие прогулки каждый день. Таким образом вы убьете двух зайцев: с одной стороны, снизите уровень стресса, с другой — поднимете уровень счастья.
Стресс — это по сути знаменитая защитная реакция «дерись или беги». В этот момент в теле выделяется большое количество дополнительной энергии для того, чтобы вы могли победить в битве или быстро убежать. И активное движение поможет эту «лишнюю» энергию выпустить. Если этого не сделать, мозг может начать искать другие, часто более деструктивные способы «выплеснуть» адреналин. Например, поссориться с кем-то.
В то же время уборка или спорт создадут эффект новизны — один из факторов, которые непосредственно влияют на уровень счастья. Поэтому если, например, выберете пешие прогулки, то старайтесь ходить ежедневно по разным маршрутам, желательно, необычным для вас. Вы удивитесь тому, как быстро почувствуете себя лучше.
Шаг 3. Начинайте планировать
По окончанию периода, в который вы позволили себе пострадать, переходите в режим планирования. Пауза между работами часто вызывает страх из-за непонимания, что делать дальше. Это как идти по темной улице без освещения.
«Подсветите» себе хотя бы несколько следующих шагов. Например, распишите на бумаге, с чего вы начнете поиск работы. Укажите там не только джоб-сайты, где можно просмотреть предложения от работодателей, но и знакомых, которые работают в вашей сфере и могут знать об открытых вакансиях. Составьте пошаговый план, когда и что будете делать в плане поиска работы.
Шаг 4. Проведите аудит своих «активов»
Полезно будет выписать для себя свои сильные стороны, навыки и умения. Это поможет укрепить убеждение, что вы способны найти работу. Потенциальные работодатели будут бессознательно считывать ваше состояние уверенности, и это поднимет ваши шансы во время собеседований.
Если же вам кажется, что вы больше никогда не найдете работу, подумайте над тем, сколько раз в жизни вы уже сталкивались с такой же или с похожей проблемой. И во всех случаях справились с вызовом. Поэтому есть большие шансы сделать это и сейчас. Проанализируйте, какие стратегии и ваши сильные стороны помогли вам сделать это раньше, и подумайте, можно ли их использовать и сейчас.
Шаг 5. Начните медитировать
Советую также начать медитировать. Часто потеря работы бывает такой стрессовой, потому что мыслями вы в будущих катастрофических последствиях, которые еще не наступили и, вероятно, никогда не наступят. А наш мозг не видит разницы между тем, что вы представляете, и тем, что происходит на самом деле. Именно из-за этого свойства вы иногда по полдня отходите от фильма ужасов или плохого сна.
Возвращение вашего внимания в безопасный момент «здесь и сейчас» во время медитации поможет успокоиться, потому рациональной опасности в данной ситуации нет. А значит — не от чего защищаться и чего бояться.
Если вы не умеете медитировать, советую попробовать управляемые медитации в мобильном приложении «Svitlo». Там вы найдете немало тематических записей на украинском языке, которые помогут справиться с эмоциями и вернуть себе равновесие.
Шаг 6. Воспользуйтесь преимуществами ситуации
В конце концов, подумайте, какую пользу вы можете извлечь из ситуации. Возможно, вы давно мечтали выспаться, провести время с детьми или друзьями или затеять дома ремонт. Так сделайте это, пока есть возможность. Это также поможет вам переключиться с негативных мыслей на другую задачу. Человеческий разум не способен думать о нескольких объектах одновременно. Поэтому пока ваше внимание активно занято чем-то другим, вы физически не сможете думать о своем увольнении, прокручивать события снова и снова и проживать стресс по кругу.
Если же все перечисленное не помогает пережить увольнение и вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за консультацией к психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам справиться с эмоциями и вернуть себя в норму. Помните, что обращение за помощью не делает вас слабым человеком. Оно делает вас человеком, который способен преодолевать препятствия.
Готовы к новой работе?
Ищите крутые вакансии для различных специальностей у нас на сайте →
ВакансииЧитайте также
Пришло время прощаться: советы для тех, кто увольняется или увольняет
Дважды в один офис: стоит ли возвращаться на старую работу
Кто такие джоб-джамперы и что делать, если вас назвали этим словом
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.