Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как это — работать в коммуникациях? Колонка Ольги Селезневой

22.02.22 Карьера 6 min reading

Правда ли, что в коммуникациях место только экстравертам и что их работа — сплошные вечеринки и нетворкинги? О профессии коммуникационщика рассказывает Ольга Селезнева, управляющий партнер Seleznova Agency и консультантка по коммуникациям.

Ольга Селезньова
Ольга Селезнева


О том, кто такой коммуникационщик


Коммуникационщик — это посредник между брендом и клиентами, партнерами, журналистами и т.д., который помогает им слышать друг друга и общаться. Коммуникационщик также работает над созданием репутации, укрепляющей позиции компании. Это человек-«проводник», который доносит понятные месседжи и истории нужным людям в нужное время и в нужном месте.

Коммуникационщик — не пластический хирург, способный создать красивую внешнюю обертку для бренда, «гнилого» изнутри. Он скорее стилист, который выгодно «подсвечивает» изюминки и приятности.

Хорошая коммуникация — это правильно представленная правда.


О своем функционале и типичном дне

Как консультантка и партнер коммуникационного агентства, я создаю коммуникационные стратегии, идеи кампаний, управляю командой. Мне важно сохранять элитарность услуги и не «штамповать» контракты, поэтому я лично вовлечена в каждый проект — трансформирую запросы клиента в коммуникационные задачи для команды, выстраиваю процессы, создаю смыслы и big ideas (глобальные идеи, передающие суть бренда или отдельной кампании — прим. ред.), координирую разработку креатива и качество контента.

Для меня важно не превратиться полностью в управленца, занимающегося только административными процессами и бумагами.

Даже после 14 лет в профессии я продолжаю работать с коммуникационной частью и получаю удовольствие от работы «руками» — построения отношений с медиа, поиска лучшего визуального решения и создания контента.

Мой день может проходить по-разному. Несколько дней может быть работа «в полях», на тренингах и стратегических сессиях с клиентами. Дальше может идти период домашнего офиса с максимальной концентрацией на аналитике, стратегии, контенте. Следующий день — брейнштормы с командой, тестирование идей, переговоры. Изредка выпадают периоды тишины для обучения, переосмысления, бизнес-девелопмента.


Об образовании

Не знаю в Украине вуза, который гарантировал бы успешную карьеру в коммуникациях. Полезным будет «классический» бэкграунд — филология, журналистика. Впрочем, я знаю хороших специалистов, которые учились на геолога или экономиста, поэтому образование — не первоочередная вещь.

Мое базовое образование — переводчица с английского и немецкого языков. Сейчас 80% работы в моем агентстве проходит на английском языке, поэтому основная профессия пригодилась. Второе мое образование — международная квалификация CIPR Чартерного института связей с общественностью в Великобритании. Там мои знания коммуникаций превратились из хаотического потока в библиотеку, где все разложено по полочкам.


О необходимых навыках


Сейчас растет спрос на универсальных коммуникационщиков, которые и пресс-релиз напишут, и видеоролик снимут, и стратегию создадут — все своими руками и с минимальным бюджетом.

Наша профессия постоянно меняется, так что быть хорошим в чем-то одном уже действительно недостаточно. Но может ли один человек быть специалистом во всем?

Кто-то лучше пишет, а кто-то — организовывает замечательные мероприятия. Кто-то непревзойденный стратег, а кто-то — гуру работы с журналистами. Кто-то разбирается в соцсетях, а кто-то — создает незаурядные социальные кампании. Это совершенно нормально.

В нашей профессии следует развиваться вширь и понимать принципы всех вышеупомянутых направлений, даже если и не приходится делать все своими руками. Следует разбираться также и в смежных сферах — например маркетинге, HR, рекламе. Ну а первоочередными для коммуникационщика являются грамотность, хороший вкус, «насмотренность», умение анализировать информацию, нешаблонные взгляды, стратегическое мышление, открытость.

Сколько зарабатывают коммуникационщики?

Мы провели исследования и узнали, какие зарплаты в сфере коммуникаций 👉

Читать


О плюсах и минусах профессии коммуникационщика

Однозначный плюс для меня — возможность проживать несколько профессиональных жизней одновременно. Благодаря коммуникациям я могу быть «сканером» (человек, который наслаждается разнообразием и не останавливается на чем-то одном — прим. ред.), могу пробовать разное. Сегодня я погружаюсь в креатив для кампании по промо зеленых решений в городах, завтра работаю над отчетами для международного донора, послезавтра «подсвечиваю» приход иностранного инвестора на украинский рынок. Я изучаю много разных сфер, и в этом мой драйв, благодаря которому я остаюсь в профессии.

Мои ценности — о развитии, любви и свободе. И этого в агентской работе действительно много.

С другой стороны, консультант по коммуникациям является только советником и не всегда влияет на процент реализуемых клиентом решений. Ты можешь предложить гениальный план, разработать непревзойденный креатив, но клиент претворит в жизнь только десятую часть из этого. Инвестиции в работу могут быть совсем не пропорциональны отдаче, и это иногда огорчает.


О самых распространенных мифах про профессию


Чаще всего я встречаю стереотипы о PR и пиарщиках. И хотя PR и коммуникации — близкие понятия, термин «коммуникации» чаще встречается в мировой практике для обозначения репутационного менеджмента. Так что я склонна оперировать именно им. Тем более у нас термин PR и «пиарить» часто используют со скандальным, пренебрежительным оттенком.

Вот несколько мифов о работе в пиаре и коммуникациях, которые мне встречались.

❌ Пиарщик только нахваливает, скрывает правду, промывает мозги.

✅ На самом деле нет. Он «подсвечивает» правду и строит отношения со стейкхолдерами. А крепкие отношения невозможно построить на лжи, иначе они скоро закончатся.

❌ Хороший пиарщик — только журналист.

✅ На самом деле нет. Умение хорошо писать и размещать материалы в прессе уже давно не единственное требование к пиарщику. Пиарщик сегодня — и журналист, и переводчик, и архитектор, и социолог, и психолог в одном флаконе. Даже если он геолог по образованию 🙂

❌ Коммуникации — только для экстравертов.

✅ На самом деле нет. Работа в коммуникациях требует системного и стратегического подхода, умения фокусироваться. Так что у интровертов здесь даже есть определенное преимущество.

❌ Работа коммуникационщика — сплошные вечеринки и нетворкинги.

✅ На самом деле нет. В основном это закулисная работа, которую никто не видит. И даже на мероприятиях ты часто не гость, а организатор 🙂   


О полезных ресурсах для развития в коммуникациях

Книги

  • “Exploring Public Relations”, Ralph Tench, Liz Yeomans — если стремитесь подходить к коммуникациям системно.
  • “Planning and Managing Public Relations Campaigns”, Anne Gregory — если хотите понять, как пошагово создавать коммуникационные кампании.
  • «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева — лучшая книга по инфостилю.
  • «Пиарщик», Майкл Виллард — история о PR от первого лица, которая будет интересна не только коммуникационщикам.  

Другие полезные ресурсы

На платформе Udemy можно прослушать содержательные курсы на профильные темы: медиатренинг и кризисные коммуникации (например, этого автора), сторителлинг и т.д.

Я также слушаю подкасты: иностранные (The Spin Sucks, Media Maven, Futureproof) и украинские («Умных любят» и «Кудрявый PR»).

Регулярно просматриваю сайты PR Newswire и MMR, чтобы быть в курсе трендов. Слежу за кейсами-победителями Effie, SABRE Awards, Cannes Lions, European Excellence Awards.  

Ищете работу в коммуникациях?

У нас на сайте много вакансий для коммуникационщиков 👉

Вакансии

Читайте также

Кто такой креативный продюсер и чем занимается в рекламной индустрии

Доброго времени суток, или 10 фраз-табу в деловой коммуникации

Зачем лидеру мнений команда? Рассказывает директорка проектов Евгения Клопотенко

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!
0
Поделиться своими мыслямиx

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.