Правда ли, что в коммуникациях место только экстравертам и что их работа — сплошные вечеринки и нетворкинги? О профессии коммуникационщика рассказывает Ольга Селезнева, управляющий партнер Seleznova Agency и консультантка по коммуникациям.
О том, кто такой коммуникационщик
Коммуникационщик — это посредник между брендом и клиентами, партнерами, журналистами и т.д., который помогает им слышать друг друга и общаться. Коммуникационщик также работает над созданием репутации, укрепляющей позиции компании. Это человек-«проводник», который доносит понятные месседжи и истории нужным людям в нужное время и в нужном месте.
Коммуникационщик — не пластический хирург, способный создать красивую внешнюю обертку для бренда, «гнилого» изнутри. Он скорее стилист, который выгодно «подсвечивает» изюминки и приятности.
Хорошая коммуникация — это правильно представленная правда.
О своем функционале и типичном дне
Как консультантка и партнер коммуникационного агентства, я создаю коммуникационные стратегии, идеи кампаний, управляю командой. Мне важно сохранять элитарность услуги и не «штамповать» контракты, поэтому я лично вовлечена в каждый проект — трансформирую запросы клиента в коммуникационные задачи для команды, выстраиваю процессы, создаю смыслы и big ideas (глобальные идеи, передающие суть бренда или отдельной кампании — прим. ред.), координирую разработку креатива и качество контента.
Для меня важно не превратиться полностью в управленца, занимающегося только административными процессами и бумагами.
Даже после 14 лет в профессии я продолжаю работать с коммуникационной частью и получаю удовольствие от работы «руками» — построения отношений с медиа, поиска лучшего визуального решения и создания контента.
Мой день может проходить по-разному. Несколько дней может быть работа «в полях», на тренингах и стратегических сессиях с клиентами. Дальше может идти период домашнего офиса с максимальной концентрацией на аналитике, стратегии, контенте. Следующий день — брейнштормы с командой, тестирование идей, переговоры. Изредка выпадают периоды тишины для обучения, переосмысления, бизнес-девелопмента.
Об образовании
Не знаю в Украине вуза, который гарантировал бы успешную карьеру в коммуникациях. Полезным будет «классический» бэкграунд — филология, журналистика. Впрочем, я знаю хороших специалистов, которые учились на геолога или экономиста, поэтому образование — не первоочередная вещь.
Мое базовое образование — переводчица с английского и немецкого языков. Сейчас 80% работы в моем агентстве проходит на английском языке, поэтому основная профессия пригодилась. Второе мое образование — международная квалификация CIPR Чартерного института связей с общественностью в Великобритании. Там мои знания коммуникаций превратились из хаотического потока в библиотеку, где все разложено по полочкам.
О необходимых навыках
Сейчас растет спрос на универсальных коммуникационщиков, которые и пресс-релиз напишут, и видеоролик снимут, и стратегию создадут — все своими руками и с минимальным бюджетом.
Наша профессия постоянно меняется, так что быть хорошим в чем-то одном уже действительно недостаточно. Но может ли один человек быть специалистом во всем?
Кто-то лучше пишет, а кто-то — организовывает замечательные мероприятия. Кто-то непревзойденный стратег, а кто-то — гуру работы с журналистами. Кто-то разбирается в соцсетях, а кто-то — создает незаурядные социальные кампании. Это совершенно нормально.
В нашей профессии следует развиваться вширь и понимать принципы всех вышеупомянутых направлений, даже если и не приходится делать все своими руками. Следует разбираться также и в смежных сферах — например маркетинге, HR, рекламе. Ну а первоочередными для коммуникационщика являются грамотность, хороший вкус, «насмотренность», умение анализировать информацию, нешаблонные взгляды, стратегическое мышление, открытость.
Сколько зарабатывают коммуникационщики?
Мы провели исследования и узнали, какие зарплаты в сфере коммуникаций 👉
Читать
О плюсах и минусах профессии коммуникационщика
Однозначный плюс для меня — возможность проживать несколько профессиональных жизней одновременно. Благодаря коммуникациям я могу быть «сканером» (человек, который наслаждается разнообразием и не останавливается на чем-то одном — прим. ред.), могу пробовать разное. Сегодня я погружаюсь в креатив для кампании по промо зеленых решений в городах, завтра работаю над отчетами для международного донора, послезавтра «подсвечиваю» приход иностранного инвестора на украинский рынок. Я изучаю много разных сфер, и в этом мой драйв, благодаря которому я остаюсь в профессии.
Мои ценности — о развитии, любви и свободе. И этого в агентской работе действительно много.
С другой стороны, консультант по коммуникациям является только советником и не всегда влияет на процент реализуемых клиентом решений. Ты можешь предложить гениальный план, разработать непревзойденный креатив, но клиент претворит в жизнь только десятую часть из этого. Инвестиции в работу могут быть совсем не пропорциональны отдаче, и это иногда огорчает.
О самых распространенных мифах про профессию
Чаще всего я встречаю стереотипы о PR и пиарщиках. И хотя PR и коммуникации — близкие понятия, термин «коммуникации» чаще встречается в мировой практике для обозначения репутационного менеджмента. Так что я склонна оперировать именно им. Тем более у нас термин PR и «пиарить» часто используют со скандальным, пренебрежительным оттенком.
Вот несколько мифов о работе в пиаре и коммуникациях, которые мне встречались.
❌ Пиарщик только нахваливает, скрывает правду, промывает мозги.
✅ На самом деле нет. Он «подсвечивает» правду и строит отношения со стейкхолдерами. А крепкие отношения невозможно построить на лжи, иначе они скоро закончатся.
❌ Хороший пиарщик — только журналист.
✅ На самом деле нет. Умение хорошо писать и размещать материалы в прессе уже давно не единственное требование к пиарщику. Пиарщик сегодня — и журналист, и переводчик, и архитектор, и социолог, и психолог в одном флаконе. Даже если он геолог по образованию 🙂
❌ Коммуникации — только для экстравертов.
✅ На самом деле нет. Работа в коммуникациях требует системного и стратегического подхода, умения фокусироваться. Так что у интровертов здесь даже есть определенное преимущество.
❌ Работа коммуникационщика — сплошные вечеринки и нетворкинги.
✅ На самом деле нет. В основном это закулисная работа, которую никто не видит. И даже на мероприятиях ты часто не гость, а организатор 🙂
О полезных ресурсах для развития в коммуникациях
Книги
- “Exploring Public Relations”, Ralph Tench, Liz Yeomans — если стремитесь подходить к коммуникациям системно.
- “Planning and Managing Public Relations Campaigns”, Anne Gregory — если хотите понять, как пошагово создавать коммуникационные кампании.
- «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева — лучшая книга по инфостилю.
- «Пиарщик», Майкл Виллард — история о PR от первого лица, которая будет интересна не только коммуникационщикам.
Другие полезные ресурсы
На платформе Udemy можно прослушать содержательные курсы на профильные темы: медиатренинг и кризисные коммуникации (например, этого автора), сторителлинг и т.д.
Я также слушаю подкасты: иностранные (The Spin Sucks, Media Maven, Futureproof) и украинские («Умных любят» и «Кудрявый PR»).
Регулярно просматриваю сайты PR Newswire и MMR, чтобы быть в курсе трендов. Слежу за кейсами-победителями Effie, SABRE Awards, Cannes Lions, European Excellence Awards.
Ищете работу в коммуникациях?
У нас на сайте много вакансий для коммуникационщиков 👉
ВакансииЧитайте также
Кто такой креативный продюсер и чем занимается в рекламной индустрии
Доброго времени суток, или 10 фраз-табу в деловой коммуникации
Зачем лидеру мнений команда? Рассказывает директорка проектов Евгения Клопотенко
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.