Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как это — работать в коммуникациях? Колонка Ольги Селезневой

22.02.22 Карьера 6 min reading

Правда ли, что в коммуникациях место только экстравертам и что их работа — сплошные вечеринки и нетворкинги? О профессии коммуникационщика рассказывает Ольга Селезнева, управляющий партнер Seleznova Agency и консультантка по коммуникациям.

Ольга Селезньова
Ольга Селезнева


О том, кто такой коммуникационщик


Коммуникационщик — это посредник между брендом и клиентами, партнерами, журналистами и т.д., который помогает им слышать друг друга и общаться. Коммуникационщик также работает над созданием репутации, укрепляющей позиции компании. Это человек-«проводник», который доносит понятные месседжи и истории нужным людям в нужное время и в нужном месте.

Коммуникационщик — не пластический хирург, способный создать красивую внешнюю обертку для бренда, «гнилого» изнутри. Он скорее стилист, который выгодно «подсвечивает» изюминки и приятности.

Хорошая коммуникация — это правильно представленная правда.


О своем функционале и типичном дне

Как консультантка и партнер коммуникационного агентства, я создаю коммуникационные стратегии, идеи кампаний, управляю командой. Мне важно сохранять элитарность услуги и не «штамповать» контракты, поэтому я лично вовлечена в каждый проект — трансформирую запросы клиента в коммуникационные задачи для команды, выстраиваю процессы, создаю смыслы и big ideas (глобальные идеи, передающие суть бренда или отдельной кампании — прим. ред.), координирую разработку креатива и качество контента.

Для меня важно не превратиться полностью в управленца, занимающегося только административными процессами и бумагами.

Даже после 14 лет в профессии я продолжаю работать с коммуникационной частью и получаю удовольствие от работы «руками» — построения отношений с медиа, поиска лучшего визуального решения и создания контента.

Мой день может проходить по-разному. Несколько дней может быть работа «в полях», на тренингах и стратегических сессиях с клиентами. Дальше может идти период домашнего офиса с максимальной концентрацией на аналитике, стратегии, контенте. Следующий день — брейнштормы с командой, тестирование идей, переговоры. Изредка выпадают периоды тишины для обучения, переосмысления, бизнес-девелопмента.


Об образовании

Не знаю в Украине вуза, который гарантировал бы успешную карьеру в коммуникациях. Полезным будет «классический» бэкграунд — филология, журналистика. Впрочем, я знаю хороших специалистов, которые учились на геолога или экономиста, поэтому образование — не первоочередная вещь.

Мое базовое образование — переводчица с английского и немецкого языков. Сейчас 80% работы в моем агентстве проходит на английском языке, поэтому основная профессия пригодилась. Второе мое образование — международная квалификация CIPR Чартерного института связей с общественностью в Великобритании. Там мои знания коммуникаций превратились из хаотического потока в библиотеку, где все разложено по полочкам.


О необходимых навыках


Сейчас растет спрос на универсальных коммуникационщиков, которые и пресс-релиз напишут, и видеоролик снимут, и стратегию создадут — все своими руками и с минимальным бюджетом.

Наша профессия постоянно меняется, так что быть хорошим в чем-то одном уже действительно недостаточно. Но может ли один человек быть специалистом во всем?

Кто-то лучше пишет, а кто-то — организовывает замечательные мероприятия. Кто-то непревзойденный стратег, а кто-то — гуру работы с журналистами. Кто-то разбирается в соцсетях, а кто-то — создает незаурядные социальные кампании. Это совершенно нормально.

В нашей профессии следует развиваться вширь и понимать принципы всех вышеупомянутых направлений, даже если и не приходится делать все своими руками. Следует разбираться также и в смежных сферах — например маркетинге, HR, рекламе. Ну а первоочередными для коммуникационщика являются грамотность, хороший вкус, «насмотренность», умение анализировать информацию, нешаблонные взгляды, стратегическое мышление, открытость.

Сколько зарабатывают коммуникационщики?

Мы провели исследования и узнали, какие зарплаты в сфере коммуникаций 👉

Читать


О плюсах и минусах профессии коммуникационщика

Однозначный плюс для меня — возможность проживать несколько профессиональных жизней одновременно. Благодаря коммуникациям я могу быть «сканером» (человек, который наслаждается разнообразием и не останавливается на чем-то одном — прим. ред.), могу пробовать разное. Сегодня я погружаюсь в креатив для кампании по промо зеленых решений в городах, завтра работаю над отчетами для международного донора, послезавтра «подсвечиваю» приход иностранного инвестора на украинский рынок. Я изучаю много разных сфер, и в этом мой драйв, благодаря которому я остаюсь в профессии.

Мои ценности — о развитии, любви и свободе. И этого в агентской работе действительно много.

С другой стороны, консультант по коммуникациям является только советником и не всегда влияет на процент реализуемых клиентом решений. Ты можешь предложить гениальный план, разработать непревзойденный креатив, но клиент претворит в жизнь только десятую часть из этого. Инвестиции в работу могут быть совсем не пропорциональны отдаче, и это иногда огорчает.


О самых распространенных мифах про профессию


Чаще всего я встречаю стереотипы о PR и пиарщиках. И хотя PR и коммуникации — близкие понятия, термин «коммуникации» чаще встречается в мировой практике для обозначения репутационного менеджмента. Так что я склонна оперировать именно им. Тем более у нас термин PR и «пиарить» часто используют со скандальным, пренебрежительным оттенком.

Вот несколько мифов о работе в пиаре и коммуникациях, которые мне встречались.

❌ Пиарщик только нахваливает, скрывает правду, промывает мозги.

✅ На самом деле нет. Он «подсвечивает» правду и строит отношения со стейкхолдерами. А крепкие отношения невозможно построить на лжи, иначе они скоро закончатся.

❌ Хороший пиарщик — только журналист.

✅ На самом деле нет. Умение хорошо писать и размещать материалы в прессе уже давно не единственное требование к пиарщику. Пиарщик сегодня — и журналист, и переводчик, и архитектор, и социолог, и психолог в одном флаконе. Даже если он геолог по образованию 🙂

❌ Коммуникации — только для экстравертов.

✅ На самом деле нет. Работа в коммуникациях требует системного и стратегического подхода, умения фокусироваться. Так что у интровертов здесь даже есть определенное преимущество.

❌ Работа коммуникационщика — сплошные вечеринки и нетворкинги.

✅ На самом деле нет. В основном это закулисная работа, которую никто не видит. И даже на мероприятиях ты часто не гость, а организатор 🙂   


О полезных ресурсах для развития в коммуникациях

Книги

  • “Exploring Public Relations”, Ralph Tench, Liz Yeomans — если стремитесь подходить к коммуникациям системно.
  • “Planning and Managing Public Relations Campaigns”, Anne Gregory — если хотите понять, как пошагово создавать коммуникационные кампании.
  • «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева — лучшая книга по инфостилю.
  • «Пиарщик», Майкл Виллард — история о PR от первого лица, которая будет интересна не только коммуникационщикам.  

Другие полезные ресурсы

На платформе Udemy можно прослушать содержательные курсы на профильные темы: медиатренинг и кризисные коммуникации (например, этого автора), сторителлинг и т.д.

Я также слушаю подкасты: иностранные (The Spin Sucks, Media Maven, Futureproof) и украинские («Умных любят» и «Кудрявый PR»).

Регулярно просматриваю сайты PR Newswire и MMR, чтобы быть в курсе трендов. Слежу за кейсами-победителями Effie, SABRE Awards, Cannes Lions, European Excellence Awards.  

Ищете работу в коммуникациях?

У нас на сайте много вакансий для коммуникационщиков 👉

Вакансии

Читайте также

Кто такой креативный продюсер и чем занимается в рекламной индустрии

Доброго времени суток, или 10 фраз-табу в деловой коммуникации

Зачем лидеру мнений команда? Рассказывает директорка проектов Евгения Клопотенко

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: