Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Зачем журналисту план Б: траектории развития в популярной профессии

16.09.21 Карьера 9 min reading

«Подумайте, куда пойдете из журналистики». Такой совет от преподавателя когда-то услышала первокурсница Института журналистики Люда Колб. Сегодня, имея 15+ лет опыта работы в медиа и не только, она уже может оценить, был ли прав профессор и действительно ли в журналистике должен быть план Б. О карьерных перспективах журналистов Людмила на собственном примере рассказывает в статье.

Об авторе: Людмила Колб — редактор, журналист. Работала во всеукраинских ежедневных изданиях. Основала и руководила онлайн-журналом The Point. Сейчас вместе с командой авторов создает контент для бизнеса.

Зачем журналисту план Б: траектории развития в популярной профессии 1
Людмила Колб


Учиться надо?


Если ответить очень коротко — да, образование точно понадобится. Главный вопрос — какое 🙂


Профильное образование

Сразу скажу, что у меня есть диплом журналиста: я окончила Институт журналистики КНУ им. Т. Шевченко.

Против. Но научили ли меня там, например, писать статьи, чтобы после выпуска я сразу могла работать в СМИ? К сожалению, нет. И много предметов в программе были откровенно лишними. К примеру, на 5-м курсе нам в который раз рассказывали, что такое интервью, статья или репортаж. А некоторые преподаватели вообще сердились и отказывались идти на уступки, когда студенты пропускали занятия из-за работы. При этом сами подчеркивали важность получения практических навыков как можно раньше!

Все, чему я научилась именно для работы в медиа, получила на практике. Начала работать сразу после первого курса: после обязательной ознакомительной практики, которую должны были пройти все первокурсники, осталась на одном из государственных телеканалов снимать сюжеты для ежедневных выпусков новостей. 

Было трудно совмещать пары с работой, но я ни разу об этом не пожалела.

Еще один аргумент против профильного образования: многие мои коллеги, которые стали классными специалистами, не заканчивали журфак. Они были биологами, геологами, филологами, экономистами, математиками и даже бывшими работниками таможни. То есть войти в профессию можно и без диплома журналиста.

За. Однако я не жалею, что пошла учиться по специальности. Потому что быть журналистом — это не только уметь хорошо писать. Более того: я лично знала профи, которые были гениальными искателями историй, фактов, доказательств или уникальных людей, но писали они крайне плохо.

Если говорить о профессиональной подготовке, то журналист — прежде всего человек с богатым кругозором. Тот, кто искренне интересуется тем, что происходило и происходит вокруг, стремится понять, как «работает» мир или какая-то отдельная отрасль.

Литература, история, культурология, философия… Дал ли мне университет эти знания? В основном да. И вот это очень помогало в работе, особенно на старте: благодаря объемному багажу знаний ты быстрее разбираешься в чем-то новом, так как имеешь по крайней мере базовое представление о том или ином вопросе.

А скорость работы в журналистике — чрезвычайно важна.

Также не стоит забывать, что обучение на профильном факультете дает связи на будущее. Недооценивать этого не стоит. А еще я очень благодарна своей альма-матер за знание украинского языка. Считаю себя счастливицей, ведь у нас преподавал уже, к сожалению, покойный мегагуру-языковед Александр Пономарив.


Дополнительная «корочка»

С дополнительным образованием, в том числе высшим, — все даже интереснее, чем с профильным. В тот или иной способ его таки придется получать.

Уже с первого курса один из преподавателей по специальности постоянно повторял, что журналист не может писать обо всем. Он должен на уровне эксперта разбираться в какой-то одной теме, например, в финансах, недвижимости, туризме, литературе, медицине или IT. Профильных журналистов больше ценят на рынке, поскольку у них есть специфические знания, фокус и контакты, которые могут поделиться эксклюзивными инсайдами. А также им больше платят.

Преподаватель был прав. То же впоследствии повторил один из моих лучших редакторов. Где-то на 4 курсе, когда я активно думала, чем хочу заниматься в журналистике, он очертил, какие направления уже интересуют и, по его мнению, точно будут интересовать читателей в будущем.

Среди них была и тема образования, которую я в итоге и выбрала. Как поступить в университет, секреты подготовки к ВНО, какие грантовые программы предлагают фонды или зарубежные вузы для украинцев, куда пойти учить английский, как изменилась школьная программа, на какие курсы записаться — я начала писать на все эти темы, постепенно погружаясь в сферу.

Искренне благодарна, что мой тогдашний редактор дал мне возможность с нуля развиваться в выбранном направлении. Это стало определяющим поворотом в моей журналистской карьере. Уже примерно через год я перешла в популярную ежедневную газету на должность журналистки, которая ведет рубрику «Образование», где проработала еще три года. С тех пор я так или иначе была связана с образованием, добавляя к нему еще смежные темы — трудоустройство, построение карьеры, саморазвитие.

Так или иначе, перечисленные направления — те, в которых можно получать профильные знания на практике, постепенно наращивая свою экспертизу. Мне не пришлось снова поступать в вуз.

В то же время у меня есть коллеги, которые шли на второе высшее, чтобы получить специализацию и успешно работать в выбранном направлении. Например, профильное образование не помешает в финансах или если пишете об искусстве. Кстати, было и наоборот, когда люди «накладывали» журналистское образование (например, обучение в профильной магистратуре) на то, что уже есть. Если бы можно было вернуть время назад, не исключаю, что я, выбирая вуз и специальность, сделала бы именно так.


Где и кем работать?


Медиа

«Классическая» траектория развития журналиста такова: сначала пойти работать журналистом в СМИ, впоследствии вырасти до должности редактора, возглавив тот или иной отдел, потом стать заместителем главного и затем главным редактором.

Звучит привлекательно, но, как и любой вертикальный рост, — это не гарантированный путь: все зависит не только от твоих усилий, но и от связей, удачи и возможностей, которые может предложить рынок.

А медиарынок, в частности украинский, не такой уж и большой. И если сейчас ситуация намного лучше (благодаря развитию нишевых и независимых медиа, различных форматов контента, нативной рекламы, контент-маркетинга), то десять лет назад все было довольно грустно. Особого разнообразия на рынке не было.

Кроме того, медийные вакансии не так часто, в отличие от других отраслей, попадали в открытый доступ, например, на сайты по поиску работы. Это сейчас, к счастью, есть немало профильных групп в телеграмме (например, Крезюме, БЛИЦ, Happy Monday), где размещаются вакансии для представителей креативной и медийной сферы.

Еще важный момент о карьерном росте: далеко не все журналисты хотят или могут быть редакторами. Далеко не во всех со временем развивается умение оценивать текст «со стороны»: понимать, чего в нем не хватает, как улучшить написанное и тому подобное. К тому же должность редактора — это не только о редактировании материалов, а прежде всего о поиске и работе с людьми, постоянной коммуникации с членами команды, коллегами, руководителями, клиентами, об ответственности за коллективный результат. 

Далеко не все мечтают о таких обязанностях.

Я почувствовала, что пора двигаться дальше, когда уже более пяти лет проработала журналисткой в ​​образовательно-карьерной тематике в различных ежедневных изданиях. На тот момент мои коллеги уже нередко просили меня прочитать и оценить их тексты, прежде чем слать их редактору. Это подпитывало мое желание перемен. И меня сильно «тригерило», что герои моих статей успешно развивались (например, студенты, которых я привлекала к комментированию различных образовательных тем, оканчивали вузы и начинали работать в классных компаниях), а я оставалась на том же уровне.

Возможностей стать редактором тогда у меня не было, а переходить в очередное издание на позицию журналиста уже не хотелось. Изучать новое направление тоже не желала, потому что выбранная тематика меня вполне устраивала. И образовательная отрасль (в частности, неформального обучения) как раз начала активно развиваться. Подумав, я выбрала другой «сценарий», чтобы перейти на следующую карьерную ступеньку.


Компании

Прежде чем скажу какой, немного предыстории 🙂

Уже с первого курса тот самый преподаватель, который подчеркивал важность специализации, повторял еще одну фразу: «Подумайте, куда пойдете из журналистики». Когда услышала ее на одном из первых занятий, то почти расплакалась от разочарования. Ведь я еще не успела начать свой путь в медиа, а мне уже говорят, чтобы думала, как его завершать!

Однако это действительно полезный совет. Некий план Б. Я знаю немало журналистов и редакторов, которые в итоге ушли из профессии. И этот тренд, к сожалению, до сих пор сохраняется. Люди идут не только из-за недостатка возможностей для роста. Еще из ключевых причин — сверхбыстрое выгорание из-за большой нагрузки и бешеного темпа, а также уровень зарплат. 

Как сказал еще один из моих редакторов: «Журналисты — это люди, которые всегда ходят в дырявых носках».

В свое время эти слова меня сильно разозлили. Но, по правде говоря, эта работа не так хорошо оплачиваемая, как хотелось бы. Ни в коем случае не говорю, что в медиа невозможно хорошо зарабатывать. Можно, и ситуация улучшается. Но все-таки хорошие заработки стоят больших усилий, например, для этого почти всегда приходится сочетать постоянную занятость с подработками.

Сколько зарабатывают в Украине журналисты, копирайтеры и другие представители сферы коммуникаций 👉

Исследование

Итак, самые популярные варианты, куда идут журналисты, чтобы развиваться дальше:

  1. Интернет-маркетинг: нередко журналисты переквалифицируются в специалистов по SMM, SEO и тому подобное.
  2. Коммуникации и реклама: копирайтинг, PR.
  3. Разновидность второго пункта — работа в коммуникациях по направлению, в котором работал в СМИ. Например, журналисты, которые писали о финансах или IТ, переходят на работу в банки или технологические компании. Те, кто занимался политической журналистикой, нередко становятся пресс-секретарями различных политических партий или самих политиков.
  4. Создание и развитие медиаресурсов компаний: отраслевых изданий (обычно тематика совпадает со сферой, в которой работает бизнес) или корпоративных блогов. Кстати, это направление сейчас очень активно развивается.
  5. Работа, никак не связанная с медиа или контентом. Здесь вариантов множество. Например, одна моя знакомая журналистка стала стилисткой, другая — тестировщицей. Знаю много примеров, когда журналисты шли в политику, становясь депутатами.

Я выбрала для себя четвертую траекторию. Сначала пошла работать в образовательный центр для предпринимателей (познакомилась с его основательницей во время интервью), где наполняла блог материалами на тему бизнеса. Там же написала свою первую книгу «Стартап по-украински: 10 шагов к успеху».

Затем — прошла отбор на должность главного редактора блога известного сайта по трудоустройству. Его нужно было создать с нуля и развивать. В конце концов за три года обычный блог превратился в полноценное нишевое медиа — онлайн-журнал The Point. Ежемесячный трафик достигал 350 000-400 000 просмотров страниц.

Так я и стала редактором, как того хотела, научившись разрабатывать концепцию медиа, подбирать людей, работать с программистами, SEO-специалистами и заказчикам. А благодаря тому, что в компании мне давали полную свободу действий, я еще и получила опыт создания учебного онлайн-курса (стала соавтором курса «Как найти работу своей мечты» для Prometheus) и тематического подкаста.


Независимые проекты

К счастью, сейчас контент нужен везде: материалы для медиа (редакционные или нативная реклама), блогов компаний, сайтов, лендингов, соцсетей, рассылок и тому подобное. Поэтому журналисты или редакторы могут не привязываться к одному работодателю, а совмещать работу в различных направлениях. Возможность получать «пестрый» опыт — это очень круто: благодаря многообразию задач, по моему мнению, развиваешься быстрее. Ну и таким образом можно больше зарабатывать 🙂

И это то, что я выбрала для себя после работы главной редакторкой. Подумала: «Если мне удалось создать достойный медиапродукт для одной компании, то почему я не могу делать этого для других?». Так решила работать на себя: сейчас вместе с командой журналистов создаем контент для различных компаний — как для их внутренних медиаресурсов, так и для СМИ.

Одна из главных вещей, которую подарил мне опыт работы за пределами компаний, — умение видеть возможности везде или создавать их для себя.

Поэтому, помимо основной деятельности, я увидела для себя еще такие варианты для развития:

  1. Написание нон-фикшна. Кроме книги, о которой я уже рассказывала, в этом году у меня вышла еще одна — «Как хотеть и получить все (но это неточно)» в соавторстве с Татьяной Лукинюк, экс-генеральной директоркой Red Bull в Украине, ныне — директоркой по развитию массового сегмента Kyivstar. Надеюсь, что это не последняя моя книга 🙂
  2. Проведение мастер-классов по созданию контента. Время от времени я получаю приглашение поделиться опытом. Например, неоднократно рассказывала о том, как создавать контент для развития персонального бренда, а также для бренда работодателя.
  3. Продвижение личного бренда. Можно либо создавать для кого-то соответствующий контент (например, сообщения для соцсетей, колонки для СМИ), или консультировать, как человеку делать это лучше. У меня были оба опыта.
Людмила Колб, журналист и редактор


Как развиваться?


Не буду давать заумных советов. Напишу лишь то, что работает для меня, помогая совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень и стоимость на рынке труда.

Читать. Нон-фикшн по разным направлениям — чтобы понимать, как устроена та или иная отрасль, расширять кругозор, изучать, как авторы работают с большими объемами информации.

Художественную литературу — чтобы развивать эмпатию, учиться рассказывать истории, расширять границы восприятия. Кстати, читать больше художки мне помогают встречи в книжном клубе Kyiv Bookworms. Ежемесячно мы выбираем две книги для прочтения: одну — в пределах обязательной программы, вторую — как факультатив. График встреч-обсуждений дополнительно дисциплинирует и помогает поддерживать темп. К тому же когда хочешь успевать читать еще что-то, кроме литературы клуба, то автоматически начинаешь находить больше времени на это.

Учиться. Прежде всего — непосредственно специальности. Например, я периодически хожу слушать других редакторов. Таким образом не только шлифую собственные навыки, но и сверяю свой «компас» с опытными профи: думаю ли я в правильном направлении, все ли я знаю, туда ли я двигаюсь и тому подобное.

Также время от времени прохожу профильное обучение по тематике, в которой работаю. Это помогает более эффективно выполнять работу. Например, для нескольких клиентов мы создаем контент для продвижения бренда работодателя. Чтобы лучше понимать тему, я закончила тематический курс на онлайн-платформе LABA.

Пробовать. Различные форматы, разные роли. Это помогает не только развиваться, но и лучше понимать себя в профессиональном плане: что получается лучше, чего хочется, какие возможности искать, как развиваться дальше.

Вы журналист и ищете работу?

У нас много вакансий в сферах коммуникации, маркетинга и PR, SMM и копирайтинга, а также в медиа →

Вакансии

Читайте также

7 навыков журналиста, которые стоит прокачать каждому: советует Наталия Соколенко

Кем и где работать историку? 6 карьерных траекторий

Как написать и издать собственную книгу? Советы редактора Богданы Романцовой

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: