«Подумайте, куда пойдете из журналистики». Такой совет от преподавателя когда-то услышала первокурсница Института журналистики Люда Колб. Сегодня, имея 15+ лет опыта работы в медиа и не только, она уже может оценить, был ли прав профессор и действительно ли в журналистике должен быть план Б. О карьерных перспективах журналистов Людмила на собственном примере рассказывает в статье.
Об авторе: Людмила Колб — редактор, журналист. Работала во всеукраинских ежедневных изданиях. Основала и руководила онлайн-журналом The Point. Сейчас вместе с командой авторов создает контент для бизнеса.
Учиться надо?
Если ответить очень коротко — да, образование точно понадобится. Главный вопрос — какое 🙂
Профильное образование
Сразу скажу, что у меня есть диплом журналиста: я окончила Институт журналистики КНУ им. Т. Шевченко.
Против. Но научили ли меня там, например, писать статьи, чтобы после выпуска я сразу могла работать в СМИ? К сожалению, нет. И много предметов в программе были откровенно лишними. К примеру, на 5-м курсе нам в который раз рассказывали, что такое интервью, статья или репортаж. А некоторые преподаватели вообще сердились и отказывались идти на уступки, когда студенты пропускали занятия из-за работы. При этом сами подчеркивали важность получения практических навыков как можно раньше!
Все, чему я научилась именно для работы в медиа, получила на практике. Начала работать сразу после первого курса: после обязательной ознакомительной практики, которую должны были пройти все первокурсники, осталась на одном из государственных телеканалов снимать сюжеты для ежедневных выпусков новостей.
Было трудно совмещать пары с работой, но я ни разу об этом не пожалела.
Еще один аргумент против профильного образования: многие мои коллеги, которые стали классными специалистами, не заканчивали журфак. Они были биологами, геологами, филологами, экономистами, математиками и даже бывшими работниками таможни. То есть войти в профессию можно и без диплома журналиста.
За. Однако я не жалею, что пошла учиться по специальности. Потому что быть журналистом — это не только уметь хорошо писать. Более того: я лично знала профи, которые были гениальными искателями историй, фактов, доказательств или уникальных людей, но писали они крайне плохо.
Если говорить о профессиональной подготовке, то журналист — прежде всего человек с богатым кругозором. Тот, кто искренне интересуется тем, что происходило и происходит вокруг, стремится понять, как «работает» мир или какая-то отдельная отрасль.
Литература, история, культурология, философия… Дал ли мне университет эти знания? В основном да. И вот это очень помогало в работе, особенно на старте: благодаря объемному багажу знаний ты быстрее разбираешься в чем-то новом, так как имеешь по крайней мере базовое представление о том или ином вопросе.
А скорость работы в журналистике — чрезвычайно важна.
Также не стоит забывать, что обучение на профильном факультете дает связи на будущее. Недооценивать этого не стоит. А еще я очень благодарна своей альма-матер за знание украинского языка. Считаю себя счастливицей, ведь у нас преподавал уже, к сожалению, покойный мегагуру-языковед Александр Пономарив.
Дополнительная «корочка»
С дополнительным образованием, в том числе высшим, — все даже интереснее, чем с профильным. В тот или иной способ его таки придется получать.
Уже с первого курса один из преподавателей по специальности постоянно повторял, что журналист не может писать обо всем. Он должен на уровне эксперта разбираться в какой-то одной теме, например, в финансах, недвижимости, туризме, литературе, медицине или IT. Профильных журналистов больше ценят на рынке, поскольку у них есть специфические знания, фокус и контакты, которые могут поделиться эксклюзивными инсайдами. А также им больше платят.
Преподаватель был прав. То же впоследствии повторил один из моих лучших редакторов. Где-то на 4 курсе, когда я активно думала, чем хочу заниматься в журналистике, он очертил, какие направления уже интересуют и, по его мнению, точно будут интересовать читателей в будущем.
Среди них была и тема образования, которую я в итоге и выбрала. Как поступить в университет, секреты подготовки к ВНО, какие грантовые программы предлагают фонды или зарубежные вузы для украинцев, куда пойти учить английский, как изменилась школьная программа, на какие курсы записаться — я начала писать на все эти темы, постепенно погружаясь в сферу.
Искренне благодарна, что мой тогдашний редактор дал мне возможность с нуля развиваться в выбранном направлении. Это стало определяющим поворотом в моей журналистской карьере. Уже примерно через год я перешла в популярную ежедневную газету на должность журналистки, которая ведет рубрику «Образование», где проработала еще три года. С тех пор я так или иначе была связана с образованием, добавляя к нему еще смежные темы — трудоустройство, построение карьеры, саморазвитие.
Так или иначе, перечисленные направления — те, в которых можно получать профильные знания на практике, постепенно наращивая свою экспертизу. Мне не пришлось снова поступать в вуз.
В то же время у меня есть коллеги, которые шли на второе высшее, чтобы получить специализацию и успешно работать в выбранном направлении. Например, профильное образование не помешает в финансах или если пишете об искусстве. Кстати, было и наоборот, когда люди «накладывали» журналистское образование (например, обучение в профильной магистратуре) на то, что уже есть. Если бы можно было вернуть время назад, не исключаю, что я, выбирая вуз и специальность, сделала бы именно так.
Где и кем работать?
Медиа
«Классическая» траектория развития журналиста такова: сначала пойти работать журналистом в СМИ, впоследствии вырасти до должности редактора, возглавив тот или иной отдел, потом стать заместителем главного и затем главным редактором.
Звучит привлекательно, но, как и любой вертикальный рост, — это не гарантированный путь: все зависит не только от твоих усилий, но и от связей, удачи и возможностей, которые может предложить рынок.
А медиарынок, в частности украинский, не такой уж и большой. И если сейчас ситуация намного лучше (благодаря развитию нишевых и независимых медиа, различных форматов контента, нативной рекламы, контент-маркетинга), то десять лет назад все было довольно грустно. Особого разнообразия на рынке не было.
Кроме того, медийные вакансии не так часто, в отличие от других отраслей, попадали в открытый доступ, например, на сайты по поиску работы. Это сейчас, к счастью, есть немало профильных групп в телеграмме (например, Крезюме, БЛИЦ, Happy Monday), где размещаются вакансии для представителей креативной и медийной сферы.
Еще важный момент о карьерном росте: далеко не все журналисты хотят или могут быть редакторами. Далеко не во всех со временем развивается умение оценивать текст «со стороны»: понимать, чего в нем не хватает, как улучшить написанное и тому подобное. К тому же должность редактора — это не только о редактировании материалов, а прежде всего о поиске и работе с людьми, постоянной коммуникации с членами команды, коллегами, руководителями, клиентами, об ответственности за коллективный результат.
Далеко не все мечтают о таких обязанностях.
Я почувствовала, что пора двигаться дальше, когда уже более пяти лет проработала журналисткой в образовательно-карьерной тематике в различных ежедневных изданиях. На тот момент мои коллеги уже нередко просили меня прочитать и оценить их тексты, прежде чем слать их редактору. Это подпитывало мое желание перемен. И меня сильно «тригерило», что герои моих статей успешно развивались (например, студенты, которых я привлекала к комментированию различных образовательных тем, оканчивали вузы и начинали работать в классных компаниях), а я оставалась на том же уровне.
Возможностей стать редактором тогда у меня не было, а переходить в очередное издание на позицию журналиста уже не хотелось. Изучать новое направление тоже не желала, потому что выбранная тематика меня вполне устраивала. И образовательная отрасль (в частности, неформального обучения) как раз начала активно развиваться. Подумав, я выбрала другой «сценарий», чтобы перейти на следующую карьерную ступеньку.
Компании
Прежде чем скажу какой, немного предыстории 🙂
Уже с первого курса тот самый преподаватель, который подчеркивал важность специализации, повторял еще одну фразу: «Подумайте, куда пойдете из журналистики». Когда услышала ее на одном из первых занятий, то почти расплакалась от разочарования. Ведь я еще не успела начать свой путь в медиа, а мне уже говорят, чтобы думала, как его завершать!
Однако это действительно полезный совет. Некий план Б. Я знаю немало журналистов и редакторов, которые в итоге ушли из профессии. И этот тренд, к сожалению, до сих пор сохраняется. Люди идут не только из-за недостатка возможностей для роста. Еще из ключевых причин — сверхбыстрое выгорание из-за большой нагрузки и бешеного темпа, а также уровень зарплат.
Как сказал еще один из моих редакторов: «Журналисты — это люди, которые всегда ходят в дырявых носках».
В свое время эти слова меня сильно разозлили. Но, по правде говоря, эта работа не так хорошо оплачиваемая, как хотелось бы. Ни в коем случае не говорю, что в медиа невозможно хорошо зарабатывать. Можно, и ситуация улучшается. Но все-таки хорошие заработки стоят больших усилий, например, для этого почти всегда приходится сочетать постоянную занятость с подработками.
Сколько зарабатывают в Украине журналисты, копирайтеры и другие представители сферы коммуникаций 👉
ИсследованиеИтак, самые популярные варианты, куда идут журналисты, чтобы развиваться дальше:
- Интернет-маркетинг: нередко журналисты переквалифицируются в специалистов по SMM, SEO и тому подобное.
- Коммуникации и реклама: копирайтинг, PR.
- Разновидность второго пункта — работа в коммуникациях по направлению, в котором работал в СМИ. Например, журналисты, которые писали о финансах или IТ, переходят на работу в банки или технологические компании. Те, кто занимался политической журналистикой, нередко становятся пресс-секретарями различных политических партий или самих политиков.
- Создание и развитие медиаресурсов компаний: отраслевых изданий (обычно тематика совпадает со сферой, в которой работает бизнес) или корпоративных блогов. Кстати, это направление сейчас очень активно развивается.
- Работа, никак не связанная с медиа или контентом. Здесь вариантов множество. Например, одна моя знакомая журналистка стала стилисткой, другая — тестировщицей. Знаю много примеров, когда журналисты шли в политику, становясь депутатами.
Я выбрала для себя четвертую траекторию. Сначала пошла работать в образовательный центр для предпринимателей (познакомилась с его основательницей во время интервью), где наполняла блог материалами на тему бизнеса. Там же написала свою первую книгу «Стартап по-украински: 10 шагов к успеху».
Затем — прошла отбор на должность главного редактора блога известного сайта по трудоустройству. Его нужно было создать с нуля и развивать. В конце концов за три года обычный блог превратился в полноценное нишевое медиа — онлайн-журнал The Point. Ежемесячный трафик достигал 350 000-400 000 просмотров страниц.
Так я и стала редактором, как того хотела, научившись разрабатывать концепцию медиа, подбирать людей, работать с программистами, SEO-специалистами и заказчикам. А благодаря тому, что в компании мне давали полную свободу действий, я еще и получила опыт создания учебного онлайн-курса (стала соавтором курса «Как найти работу своей мечты» для Prometheus) и тематического подкаста.
Независимые проекты
К счастью, сейчас контент нужен везде: материалы для медиа (редакционные или нативная реклама), блогов компаний, сайтов, лендингов, соцсетей, рассылок и тому подобное. Поэтому журналисты или редакторы могут не привязываться к одному работодателю, а совмещать работу в различных направлениях. Возможность получать «пестрый» опыт — это очень круто: благодаря многообразию задач, по моему мнению, развиваешься быстрее. Ну и таким образом можно больше зарабатывать 🙂
И это то, что я выбрала для себя после работы главной редакторкой. Подумала: «Если мне удалось создать достойный медиапродукт для одной компании, то почему я не могу делать этого для других?». Так решила работать на себя: сейчас вместе с командой журналистов создаем контент для различных компаний — как для их внутренних медиаресурсов, так и для СМИ.
Одна из главных вещей, которую подарил мне опыт работы за пределами компаний, — умение видеть возможности везде или создавать их для себя.
Поэтому, помимо основной деятельности, я увидела для себя еще такие варианты для развития:
- Написание нон-фикшна. Кроме книги, о которой я уже рассказывала, в этом году у меня вышла еще одна — «Как хотеть и получить все (но это неточно)» в соавторстве с Татьяной Лукинюк, экс-генеральной директоркой Red Bull в Украине, ныне — директоркой по развитию массового сегмента Kyivstar. Надеюсь, что это не последняя моя книга 🙂
- Проведение мастер-классов по созданию контента. Время от времени я получаю приглашение поделиться опытом. Например, неоднократно рассказывала о том, как создавать контент для развития персонального бренда, а также для бренда работодателя.
- Продвижение личного бренда. Можно либо создавать для кого-то соответствующий контент (например, сообщения для соцсетей, колонки для СМИ), или консультировать, как человеку делать это лучше. У меня были оба опыта.
Как развиваться?
Не буду давать заумных советов. Напишу лишь то, что работает для меня, помогая совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень и стоимость на рынке труда.
Читать. Нон-фикшн по разным направлениям — чтобы понимать, как устроена та или иная отрасль, расширять кругозор, изучать, как авторы работают с большими объемами информации.
Художественную литературу — чтобы развивать эмпатию, учиться рассказывать истории, расширять границы восприятия. Кстати, читать больше художки мне помогают встречи в книжном клубе Kyiv Bookworms. Ежемесячно мы выбираем две книги для прочтения: одну — в пределах обязательной программы, вторую — как факультатив. График встреч-обсуждений дополнительно дисциплинирует и помогает поддерживать темп. К тому же когда хочешь успевать читать еще что-то, кроме литературы клуба, то автоматически начинаешь находить больше времени на это.
Учиться. Прежде всего — непосредственно специальности. Например, я периодически хожу слушать других редакторов. Таким образом не только шлифую собственные навыки, но и сверяю свой «компас» с опытными профи: думаю ли я в правильном направлении, все ли я знаю, туда ли я двигаюсь и тому подобное.
Также время от времени прохожу профильное обучение по тематике, в которой работаю. Это помогает более эффективно выполнять работу. Например, для нескольких клиентов мы создаем контент для продвижения бренда работодателя. Чтобы лучше понимать тему, я закончила тематический курс на онлайн-платформе LABA.
Пробовать. Различные форматы, разные роли. Это помогает не только развиваться, но и лучше понимать себя в профессиональном плане: что получается лучше, чего хочется, какие возможности искать, как развиваться дальше.
Вы журналист и ищете работу?
У нас много вакансий в сферах коммуникации, маркетинга и PR, SMM и копирайтинга, а также в медиа →
ВакансииЧитайте также
7 навыков журналиста, которые стоит прокачать каждому: советует Наталия Соколенко
Кем и где работать историку? 6 карьерных траекторий
Как написать и издать собственную книгу? Советы редактора Богданы Романцовой
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.