Что делать, если закрадываются сомнения в своем профессионализме? Как оценить свою работу, чтобы это принесло пользу для вашего развития, а не закончилось самобичеванием, рассказывает Доминика Иванова-Бекар, HR эксперт и карьерный консультант.
У каждого бывают моменты сомнений в себе, когда встает вопрос: «А хорошо ли я справляюсь со своей работой?».
Оценивать свою работу — весьма полезный навык. Если ответ положительный — наша уверенность в себе и уровне своего профессионализма увеличивается. Но что если ответ негативен? Во-первых, негативные результаты — это тоже результаты. Во-вторых, именно они дают нам понимание наших слабых сторон, причин сбоев и недоработок. Проанализировав все это, вы получаете возможность устранить имеющиеся проблемы и тем самым повысить свой уровень профессиональной компетентности и благополучия.
Как правильно оценивать свою работу?
Прежде всего я рекомендую раз и навсегда разделить для себя два понятия — объективный и субъективный подход к оценке.
Субъективная оценка — это все, что проходит через личностное восприятие других, без анализа фактов и цифр. Сюда можно отнести мнения и высказывания коллег, которые сопровождаются такими фразами, как «Мне кажется», «Так говорят», «Просто я так думаю». Тогда как объективная оценка — это оценка конкретных рабочих ситуаций, фактов и цифр.
Любая оценка (тем более — собственной деятельности!) должна формироваться на основе исключительно объективной информации.
В данном случае это то, как вы справляетесь со своими обязанностями. Все остальное, включая как негативную, так и позитивную оценку в виде благодарности коллег, ситуативной похвалы руководителя или критических замечаний, — это косвенные показатели. Опираться при оценке своих результатов только на них — нельзя. Иначе это будет напоминать ситуацию в одном детском фильме, где мачеха и сестры главной героини оценивали эффективность своих действий по завоеванию принца так: «Принц сегодня был весел, прошел мимо несколько раз и посмотрел в мою сторону». Это хороший пример субъективной оценки, а финал этой истории всем хорошо известен.
Тогда что учитывать при оценке?
- Выполнение функциональных обязанностей, указанных в должностной инструкции или профиле должности.
- Цели, планы.
- Ключевые показатели эффективности (КPI’s).
Супер, если все вышеперечисленное есть. А что делать тем, у кого такой информации нет?
Ситуация, когда должностные обязанности не формализованы, — не редкость и встречается часто, особенно в стартапах или «динамично развивающихся компаниях», где круг обязанностей размыт, должностных инструкций нет, а все задачи поступают от руководителя «на вчера» и в устной форме.
Если это ваша ситуация, пусть вас это не сильно огорчает. В таком случае отбросьте стеснение и проявите инициативу: попросите руководителя озвучить ваши полномочия, зафиксировать цели и задачи, определить приоритеты в работе. Аргументируйте просьбу тем, что вы хотите сфокусироваться на своих задачах и повысить эффективность их выполнения.
Задайте руководителю следующие вопросы:
- «Что входит в мой функционал?»;
- «Какие показатели эффективности?»;
- «Каких результатов вы ожидаете от меня в этом месяце / полугодии / году?».
Исходя из практики, хочу дать еще одну рекомендацию: инициируя такую встречу с руководителем, заранее подготовьте «план Б», а именно — собственные предложения касательно своих функциональных задач, полномочий и зоны ответственности.
На самом деле сделать это не представляет особых затруднений, так как даже если у вас нет должностной инструкции, все равно есть задачи, которые вы выполняете постоянно или с определенной периодичностью, есть проекты, которые вы ведете самостоятельно или принимаете в них участие. Выпишите их все, а уже в общении с руководителем вы сможете прояснить меру своей ответственности за результаты, а также приоритетность выполнения задач.
Как себя оценивать?
Хочу обратить ваше внимание, что важным критерием оценки является не только качество выполнения своих обязанностей, % реализованных планов / KPI’s, но еще и регулярность, стабильность в достижении запланированных результатов.
Этапы оценки и анализа результатов
- Оцените качество выполнение своих функциональных обязанностей, целей, планов, КPI’s.
- Определите, на сколько процентов вы их выполняете и с какой регулярностью.
- Для большей объективности оцените результаты работы за последние несколько месяцев.
Для фиксации и анализа результатов я предлагаю использовать очень простой, но действенный инструмент и соотнести свой результат с соответствующим сектором на схеме. Буква каждого сектора даст вам возможность объективно оценить свою работу, понять, что не так, и подумать, как это исправить.
А
Все супер, так держать! Вы демонстрируете высокое качество работы и постоянное достижение результатов. Тут моя единственная рекомендация вам — периодически обращать внимание на свое физическое и эмоциональное состояние в качестве профилактики выгорания.
В
Если вы тут, это значит, что при высоком качестве выполнения рабочих задач, есть проблемы с регулярностью достижения поставленных целей. Почему так происходит?
- Нехватка профессиональных знаний и/или навыков. Например, при трудоустройстве вы преувеличили свой уровень владения 1С, а по факту оказалось, что ваша работа предполагает серьезную отчетную аналитику в этой программе, поэтому вы тратите дополнительное время на ее освоение, что влияет на скорость выполнения задач.
- Отсутствие приоритетов и расфокусировка. Тут поможет определить приоритетные задачи и выполнять их в первую очередь.
- Перфекционизм. Именно это качество, с одной стороны, толкает его обладателей доводить выполнение задачи до совершенства, а с другой — отнимает дополнительное время.
- Завышенные цели и нереалистичные планы.
С
Если вы в данном квадрате, это говорит о том, что при регулярном выполнении задач и планов, у вас есть проблемы с качеством выполненной работы. Причины могут быть в следующем:
- незнание и/или нежелание соблюдать стандарты, инструкции, технологические карты, процедуры компании;
- нехватка профессиональных знаний и/или навыков для выполнения задач на должном уровне.
D
Этот сектор — действительно гремучая смесь, где и задачи регулярно не выполняются, и сама работа низкого качества. Если вы тут, честно ответьте себе на вопрос: хотите ли вы работать на данной должности и в данной компании? Так как вы в зоне риска потерять работу.
В заключение желаю вам работать в удовольствие и быть востребованными специалистами на рынке труда!
Ищете работу?
У нас на сайте как раз много вакансий от украинских и международных компаний 👉
ВакансииЧитайте также
Как и зачем повышать свою ценность на рынке труда?
Что такое OKR: как ставить цели, чтобы получить нужный результат
Хвалить или ругать: как предоставлять обратную связь сотрудникам
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів