Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Пан или пропал? Как понять, хорошо ли вы справляетесь с работой

01.06.21 Карьера 5 min reading

Что делать, если закрадываются сомнения в своем профессионализме? Как оценить свою работу, чтобы это принесло пользу для вашего развития, а не закончилось самобичеванием, рассказывает Доминика Иванова-Бекар, HR эксперт и карьерный консультант.

Пан или пропал? Как понять, хорошо ли вы справляетесь с работой 1
Домника Иванова-Бекар

У каждого бывают моменты сомнений в себе, когда встает вопрос: «А хорошо ли я справляюсь со своей работой?». 

Оценивать свою работу — весьма полезный навык. Если ответ положительный — наша уверенность в себе и уровне своего профессионализма увеличивается. Но что если ответ негативен? Во-первых, негативные результаты — это тоже результаты. Во-вторых, именно они дают нам понимание наших слабых сторон, причин сбоев и недоработок. Проанализировав все это, вы получаете возможность устранить имеющиеся проблемы и тем самым повысить свой уровень профессиональной компетентности и благополучия.


Как правильно оценивать свою работу?


Прежде всего я рекомендую раз и навсегда разделить для себя два понятия — объективный и субъективный подход к оценке.

Субъективная оценка — это все, что проходит через личностное восприятие других, без анализа фактов и цифр. Сюда можно отнести мнения и высказывания коллег, которые сопровождаются такими фразами, как «Мне кажется», «Так говорят», «Просто я так думаю». Тогда как объективная оценка — это оценка конкретных рабочих ситуаций, фактов и цифр.

Любая оценка (тем более — собственной деятельности!) должна формироваться на основе исключительно объективной информации.

В данном случае это то, как вы справляетесь со своими обязанностями. Все остальное, включая как негативную, так и позитивную оценку в виде благодарности коллег, ситуативной похвалы руководителя или критических замечаний, — это косвенные показатели. Опираться при оценке своих результатов только на них — нельзя. Иначе это будет напоминать ситуацию в одном детском фильме, где мачеха и сестры главной героини оценивали эффективность своих действий по завоеванию принца так: «Принц сегодня был весел, прошел мимо несколько раз и посмотрел в мою сторону». Это хороший пример субъективной оценки, а финал этой истории всем хорошо известен. 


Тогда что учитывать при оценке?

  1. Выполнение функциональных обязанностей, указанных в должностной инструкции или профиле должности.
  2. Цели, планы.
  3. Ключевые показатели эффективности (КPI’s).

Супер, если все вышеперечисленное есть. А что делать тем, у кого такой информации нет?

Ситуация, когда должностные обязанности не формализованы, — не редкость и встречается часто, особенно в стартапах или «динамично развивающихся компаниях», где круг обязанностей размыт, должностных инструкций нет, а все задачи поступают от руководителя «на вчера» и в устной форме.

Если это ваша ситуация, пусть вас это не сильно огорчает. В таком случае отбросьте стеснение и проявите инициативу: попросите руководителя озвучить ваши полномочия, зафиксировать цели и задачи, определить приоритеты в работе. Аргументируйте просьбу тем, что вы хотите сфокусироваться на своих задачах и повысить эффективность их выполнения. 

Задайте руководителю следующие вопросы:

  • «Что входит в мой функционал?»;  
  • «Какие показатели эффективности?»;
  • «Каких результатов вы ожидаете от меня в этом месяце / полугодии / году?».

Исходя из практики, хочу дать еще одну рекомендацию: инициируя такую встречу с руководителем, заранее подготовьте «план Б», а именно — собственные предложения касательно своих функциональных задач, полномочий и зоны ответственности.

На самом деле сделать это не представляет особых затруднений, так как даже если у вас нет должностной инструкции, все равно есть задачи, которые вы выполняете постоянно или с определенной периодичностью, есть проекты, которые вы ведете самостоятельно или принимаете в них участие. Выпишите их все, а уже в общении с руководителем вы сможете прояснить меру своей ответственности за результаты, а также приоритетность выполнения задач.


Как себя оценивать?

Хочу обратить ваше внимание, что важным критерием оценки является не только качество выполнения своих обязанностей, % реализованных планов / KPI’s, но еще и регулярность, стабильность в достижении запланированных результатов.


Этапы оценки и анализа результатов

  1. Оцените качество выполнение своих функциональных обязанностей, целей, планов, КPI’s.
  2. Определите, на сколько процентов вы их выполняете и с какой регулярностью.
  3. Для большей объективности оцените результаты работы за последние несколько месяцев.

Для фиксации и анализа результатов я предлагаю использовать очень простой, но действенный инструмент и соотнести свой результат с соответствующим сектором на схеме. Буква каждого сектора даст вам возможность объективно оценить свою работу, понять, что не так, и подумать, как это исправить.

Пан или пропал? Как понять, хорошо ли вы справляетесь с работой 2


А

Все супер, так держать! Вы демонстрируете высокое качество работы и постоянное достижение результатов. Тут моя единственная рекомендация вам — периодически обращать внимание на свое физическое и эмоциональное состояние в качестве профилактики выгорания.


В 

Если вы тут, это значит, что при высоком качестве выполнения рабочих задач, есть проблемы с регулярностью достижения поставленных целей. Почему так происходит? 

  • Нехватка профессиональных знаний и/или навыков. Например, при трудоустройстве вы преувеличили свой уровень владения 1С, а по факту оказалось, что ваша работа предполагает серьезную отчетную аналитику в этой программе, поэтому вы тратите дополнительное время на ее освоение, что влияет на скорость выполнения задач.
  • Отсутствие приоритетов и расфокусировка. Тут поможет определить приоритетные задачи и выполнять их в первую очередь.
  • Перфекционизм. Именно это качество, с одной стороны, толкает его обладателей доводить выполнение задачи до совершенства, а с другой — отнимает дополнительное время.
  • Завышенные цели и нереалистичные планы.


С 

Если вы в данном квадрате, это говорит о том, что при регулярном выполнении задач и планов, у вас есть проблемы с качеством выполненной работы. Причины могут быть в следующем:

  • незнание и/или нежелание соблюдать стандарты, инструкции, технологические карты, процедуры компании;
  • нехватка профессиональных знаний и/или навыков для выполнения задач на должном уровне.


D

Этот сектор — действительно гремучая смесь, где и задачи регулярно не выполняются, и сама работа низкого качества. Если вы тут, честно ответьте себе на вопрос: хотите ли вы работать на данной должности и в данной компании? Так как вы в зоне риска потерять работу.

В заключение желаю вам работать в удовольствие и быть востребованными специалистами на рынке труда!

Ищете работу?

У нас на сайте как раз много вакансий от украинских и международных компаний 👉

Вакансии

Читайте также

Как и зачем повышать свою ценность на рынке труда?

Что такое OKR: как ставить цели, чтобы получить нужный результат

Хвалить или ругать: как предоставлять обратную связь сотрудникам

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: