Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Пан или пропал? Как понять, хорошо ли вы справляетесь с работой

01.06.21 Карьера 5 min reading

Что делать, если закрадываются сомнения в своем профессионализме? Как оценить свою работу, чтобы это принесло пользу для вашего развития, а не закончилось самобичеванием, рассказывает Доминика Иванова-Бекар, HR эксперт и карьерный консультант.

1606814017 Домініка Іванова Бекар
Домника Иванова-Бекар

У каждого бывают моменты сомнений в себе, когда встает вопрос: «А хорошо ли я справляюсь со своей работой?». 

Оценивать свою работу — весьма полезный навык. Если ответ положительный — наша уверенность в себе и уровне своего профессионализма увеличивается. Но что если ответ негативен? Во-первых, негативные результаты — это тоже результаты. Во-вторых, именно они дают нам понимание наших слабых сторон, причин сбоев и недоработок. Проанализировав все это, вы получаете возможность устранить имеющиеся проблемы и тем самым повысить свой уровень профессиональной компетентности и благополучия.


Как правильно оценивать свою работу?


Прежде всего я рекомендую раз и навсегда разделить для себя два понятия — объективный и субъективный подход к оценке.

Субъективная оценка — это все, что проходит через личностное восприятие других, без анализа фактов и цифр. Сюда можно отнести мнения и высказывания коллег, которые сопровождаются такими фразами, как «Мне кажется», «Так говорят», «Просто я так думаю». Тогда как объективная оценка — это оценка конкретных рабочих ситуаций, фактов и цифр.

Любая оценка (тем более — собственной деятельности!) должна формироваться на основе исключительно объективной информации.

В данном случае это то, как вы справляетесь со своими обязанностями. Все остальное, включая как негативную, так и позитивную оценку в виде благодарности коллег, ситуативной похвалы руководителя или критических замечаний, — это косвенные показатели. Опираться при оценке своих результатов только на них — нельзя. Иначе это будет напоминать ситуацию в одном детском фильме, где мачеха и сестры главной героини оценивали эффективность своих действий по завоеванию принца так: «Принц сегодня был весел, прошел мимо несколько раз и посмотрел в мою сторону». Это хороший пример субъективной оценки, а финал этой истории всем хорошо известен. 


Тогда что учитывать при оценке?

  1. Выполнение функциональных обязанностей, указанных в должностной инструкции или профиле должности.
  2. Цели, планы.
  3. Ключевые показатели эффективности (КPI’s).

Супер, если все вышеперечисленное есть. А что делать тем, у кого такой информации нет?

Ситуация, когда должностные обязанности не формализованы, — не редкость и встречается часто, особенно в стартапах или «динамично развивающихся компаниях», где круг обязанностей размыт, должностных инструкций нет, а все задачи поступают от руководителя «на вчера» и в устной форме.

Если это ваша ситуация, пусть вас это не сильно огорчает. В таком случае отбросьте стеснение и проявите инициативу: попросите руководителя озвучить ваши полномочия, зафиксировать цели и задачи, определить приоритеты в работе. Аргументируйте просьбу тем, что вы хотите сфокусироваться на своих задачах и повысить эффективность их выполнения. 

Задайте руководителю следующие вопросы:

  • «Что входит в мой функционал?»;  
  • «Какие показатели эффективности?»;
  • «Каких результатов вы ожидаете от меня в этом месяце / полугодии / году?».

Исходя из практики, хочу дать еще одну рекомендацию: инициируя такую встречу с руководителем, заранее подготовьте «план Б», а именно — собственные предложения касательно своих функциональных задач, полномочий и зоны ответственности.

На самом деле сделать это не представляет особых затруднений, так как даже если у вас нет должностной инструкции, все равно есть задачи, которые вы выполняете постоянно или с определенной периодичностью, есть проекты, которые вы ведете самостоятельно или принимаете в них участие. Выпишите их все, а уже в общении с руководителем вы сможете прояснить меру своей ответственности за результаты, а также приоритетность выполнения задач.


Как себя оценивать?

Хочу обратить ваше внимание, что важным критерием оценки является не только качество выполнения своих обязанностей, % реализованных планов / KPI’s, но еще и регулярность, стабильность в достижении запланированных результатов.


Этапы оценки и анализа результатов

  1. Оцените качество выполнение своих функциональных обязанностей, целей, планов, КPI’s.
  2. Определите, на сколько процентов вы их выполняете и с какой регулярностью.
  3. Для большей объективности оцените результаты работы за последние несколько месяцев.

Для фиксации и анализа результатов я предлагаю использовать очень простой, но действенный инструмент и соотнести свой результат с соответствующим сектором на схеме. Буква каждого сектора даст вам возможность объективно оценить свою работу, понять, что не так, и подумать, как это исправить.

otsenka raboty shema


А

Все супер, так держать! Вы демонстрируете высокое качество работы и постоянное достижение результатов. Тут моя единственная рекомендация вам — периодически обращать внимание на свое физическое и эмоциональное состояние в качестве профилактики выгорания.


В 

Если вы тут, это значит, что при высоком качестве выполнения рабочих задач, есть проблемы с регулярностью достижения поставленных целей. Почему так происходит? 

  • Нехватка профессиональных знаний и/или навыков. Например, при трудоустройстве вы преувеличили свой уровень владения 1С, а по факту оказалось, что ваша работа предполагает серьезную отчетную аналитику в этой программе, поэтому вы тратите дополнительное время на ее освоение, что влияет на скорость выполнения задач.
  • Отсутствие приоритетов и расфокусировка. Тут поможет определить приоритетные задачи и выполнять их в первую очередь.
  • Перфекционизм. Именно это качество, с одной стороны, толкает его обладателей доводить выполнение задачи до совершенства, а с другой — отнимает дополнительное время.
  • Завышенные цели и нереалистичные планы.


С 

Если вы в данном квадрате, это говорит о том, что при регулярном выполнении задач и планов, у вас есть проблемы с качеством выполненной работы. Причины могут быть в следующем:

  • незнание и/или нежелание соблюдать стандарты, инструкции, технологические карты, процедуры компании;
  • нехватка профессиональных знаний и/или навыков для выполнения задач на должном уровне.


D

Этот сектор — действительно гремучая смесь, где и задачи регулярно не выполняются, и сама работа низкого качества. Если вы тут, честно ответьте себе на вопрос: хотите ли вы работать на данной должности и в данной компании? Так как вы в зоне риска потерять работу.

В заключение желаю вам работать в удовольствие и быть востребованными специалистами на рынке труда!

Ищете работу?

У нас на сайте как раз много вакансий от украинских и международных компаний 👉

Вакансии

Читайте также

Как и зачем повышать свою ценность на рынке труда?

Что такое OKR: как ставить цели, чтобы получить нужный результат

Хвалить или ругать: как предоставлять обратную связь сотрудникам

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.