Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как HR-у построить карьеру за границей: опыт Олеси Кирильчук

05.01.21 Happy HR 8 min reading

Реально ли стать конкурентным HR-профессионалом не только в Украине? Олеся Кирильчук, экспертка по управлению персоналом ЕРАМ в Украине, Испании и Азии, на собственном примере доказывает — реально. И делится своим опытом.


Карьера HR за рубежом: 5 советов


С января 2020 года дополнительно к Украине и Испании я начала отвечать за регион EPAM Азия. Вместе это 10 стран с различными культурами, обычаями, уровнем развития people management как внутри компании, так и на рынке.

Кроме Японии, я не была ни в одной из азиатских стран, за которые отвечаю — Китай, Гонконг, Сингапур, Вьетнам, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия. Я не видела людей из HR-команды, а также руководителей региона. Налаживать отношения и формировать команду пришлось удаленно — за неделю до моей поездки в Азию началась пандемия. Это был еще тот вызов.

Вот мои выводы по компетенциям и навыкам, которые важны для успешного HR-профессионала на международном рынке.


1. Постоянное обучение очень важно. Сертификация — под вопросом

У каждого HR-специалиста международного уровня — своя образовательная история. Но я считаю, что образование, приближенное к сфере people management, очень помогает в дальнейшей работе.

В моем опыте:

  • высшее образование — магистратура по философии, магистратура по экономике и управлению персоналом (заочное обучение с фокусом преимущественно на экономику, статистику, психологию управления);
  • «Школа HRM Анны Власовой» — в 2005 году это было первое образование, которое дало мне возможность качественно изменить подходы к управлению людьми и научило системно мыслить в этой сфере;
  • курс финансов для нефинансовых менеджеров у Михаила Колесника;
  • специализированное обучение фасилитации у Наташи Карповой и других тренеров;
  • организационный коучинг Юрия Кравченко по стандартам Висбаденской академии позитивной психотерапии;
  • краткосрочные курсы — по коучингу (коучинг команд, психодинамический коучинг), курс по психическому здоровью в организациях (в частности, у Виталия Климчука и Виктории Горбуновой), курсы по ненасильственной коммуникации;
  • внутрикорпоративные курсы по лидерству, бизнесу, стратегическому управлению и т. д.;
  • три специализированные курсы по психотерапии и курс по корпоративной психотерапии.

Без знания психологических особенностей сплочение различных индивидуальностей сложно быть эффективным управленцем в современной бизнес-среде.

Мои знания в области people management также углубило детальное изучение стандартов People Capability Maturity Model и применение их на практике.

Очень рекомендую к изучению учебные модули подготовки к международной сертификации SHRM, их можно приобрести в электронном варианте. Также можно пройти тестовые задания, чтобы понять свой уровень. Признаюсь: ответ на вопрос «Для чего мне сертификация?», я пока не нашла. Хотя все больше специалистов в Украине получают подтверждение своей квалификации по этому международному стандарту.

Лучшие HR-ы, которых я знаю в Украине и за границей, не являются сертифицированными HR-специалистами, но обычно являются сертифицированными коучами. Это не означает, что процедура подтверждения своих знаний по международным стандартам лишняя. Считаю, что стоит просто определить личную цель — для чего вам это нужно и какого уровня можно достичь после получения соответствующего документа.

Если ставить целью найти работу в США, думаю, что на сертификацию (по стандартам SHRM или по стандартам HRCI) обратят внимание. В Европе же больше ценится образование по стандартам CIPD.

Стать членом мирового сообщества HR-профессионалов достаточно просто, заплатив членский взнос. Поэтому рекомендую присоединиться и получить доступ к крупнейшим мировым базам знаний по управлению людьми.


2. Понимание кросскультурных особенностей ускорит адаптацию

Проще, когда ответственность за новые страны и регионы предоставляется в рамках международной компании. Тогда особенности национальной культуры нивелируются культурой корпоративной. Но если корпоративная культура не была достаточно развита или офис только открылся в новой стране, HR-специалист должен хорошо знать и понимать особенности национального трудового законодательства и кросс взаимодействия.

Вот, к примеру, устои, которые я каждый раз должна учитывать:

  • коммунистически безграничный Китай, где в каждой провинции могут быть свои правила;
  • социалистический Вьетнам;
  • бюрократическая Япония, в которой развиты обычаи, а не только работа в соответствии с трудовым законодательством;
  • инновационный Сингапур;
  • отдаленные Австралия и Новая Зеландия с особыми подходами на рынке труда;
  • европейская Испания с мощной защитой персональных данных (GDPR).

Если есть желание найти работу в другой стране, обязательно изучите ее культурные особенности.

Типология культурных измерений известного социального психолога Герта Хофстеде была известна мне еще с 2005 года, но больше всего понадобилась именно сейчас. На сайте компании Hofstede Insights можно сравнить страны по шести измерениям. Затем интересно подтвердить полученные теоретические знания на практике, взаимодействуя с представителями различных культур.

Раньше я еще пользовалась онлайн-приложением Country Navigator, но пока доступ предоставляется только корпоративным заказчикам.


3. Работа со стейкхолдерами должна быть постоянной и строиться на диалоге

Начиная работать в другой стране, прежде всего нужно четко определить, кто именно будет стейкхолдерами (участниками процесса, заинтересованными сторонами) в компании. Они могут отличаться от тех, которые были в Украине. Кроме того, со временем они могут меняться. Начните с понимания того, кто эти люди:

  • руководители — кто именно, какова их должность и роль в компании, как распределяется ответственность;
  • HR-команда — какие роли, какая структура, над какими задачами работали раньше и как взаимодействовали с руководителями;
  • смежные отделы — финансы, закупки, бухгалтерия, административный отдел и т. п.;
  • работники — к чему привыкли, как работает система оценки работы.

Важно сделать качественную диагностику отношений со всеми стейкхолдерами, определить их ожидания и потребности, чтобы дальше формировать вашу ценность как HR.


4. Объединение HR-команды должно стать вашей целью №1

Если вы заняли руководящую должность в HR, формирование вашей команды — это приоритет. Независимо от количества людей в команде, советую двигаться пошагово.

  1. Проведите отдельные встречи с каждым представителем команды, чтобы понять, кто есть кто и чем занимается.
  2. Поделитесь с командой планом работы. Впоследствии его можно откорректировать в соответствии с обратной связи. Здесь важно не ожидать, что команда сразу воспримет изменения. В моей практике был случай, когда коллега дала фидбэк через несколько месяцев сотрудничества: «Когда ты впервые показала план, я ничего не поняла. Но когда ты показала его снова, я поняла, что мы уже все выполняем и теперь двигаемся более осознанно». Без планирования легко потерять приоритеты.
  3. Продумайте варианты переформатирования команды, чтобы больше согласовать работу HR-отдела с бизнес-приоритетами.
  4. Напоминайте стейкхолдерам о распределении ролей в команде для более эффективного взаимодействия и делегирования.
  5. Проводите еженедельные встречи с командой и отдельно с каждым из ключевых людей.
  6. Обсуждайте не только работу. Будьте открытыми для обсуждения различных вопросов. Как руководители, мы работаем с целостными людьми, а не занимаемыми должностями.
  7. Расскажите о достижениях команды на встречах с руководителями других подразделений. Это даст возможность лучше транслировать приоритеты вашей работы и влияние результатов команды на бизнес, а следовательно, усиливать ценность и видимость HR-функции.

Для меня вызовом стали непризнанные конфликты в команде, с которой я начала работать. Они препятствовали продуктивной работе. Некоторое время я потратила на то, чтобы их обнаружить и аккуратно с ними разобраться. Это стало залогом построения надежного фундамента для командного сотрудничества.

В работе я руководствуюсь рекомендациями Патрика Ленсиони. Его книги «Идеальный командный игрок» и «Пять пороков в работе команды» являются моими неизменными помощниками.


5. Ревизия и формирование личной репутации — залог успешной карьеры

Еще до начала работы за рубежом важно провести ревизию своего опыта, своей квалификации, четко понимать свой стиль лидерства и стиль управления людьми. Это поможет более качественно позиционировать себя в команде и в новой культурной среде, а также понимать, на какие компромиссы можно пойти, а на какие — ни за что.

Построение личной репутации начинается с налаживания доверительных отношений с основными стейкхолдерами и командой. Доверие же основывается на согласовании ценности и результата. Высокий уровень экспертизы в управлении людьми позволяет меньше объяснять и больше показывать, для чего HR в компании. В частности усиливать то положительное влияние, которое может иметь эта функция для развития бизнеса.


Вывод


По моему мнению, в Украине достаточно развита среда качественных HR-профессионалов. И если ваша цель — найти работу за границей, обязательно попробуйте.

В частности, полезно посмотреть на страны, которые у нас еще не стали популярными направлениями для работы. Я заметила, что в странах Азии функция управления людьми все еще находится больше на уровне административно-операционном и меньше — на уровне бизнес-партнерства. Поэтому наши специалисты с опытом работы People Partner имеют высокие шансы быть конкурентными на этом рынке и благодаря своей экспертизе вывести компании на новый уровень управления людьми. А это предполагает рост и развитие бизнеса в целом.

В то же время надо учитывать, что проще будет найти работу в международной компании, где языком общения является английский. Впрочем, желание изучить локальный язык — тоже хороший вариант, чтобы представить эти знания как конкурентное преимущество в дополнение к профессиональным навыкам.

Нужен английский для карьеры?

В EnglishDom вы можете учить английский для любых целей онлайн и индивидуально с преподавателем.

Детали

Читайте также

От бумажных открыток бизнес-партнерства: эволюция HR-процессов в EPAM

5 этапов фасилитации, или Как проводить эффективные совещания

Не только вебинар: как организовать онлайн-обучения сотрудников

Ищете работу в международной компании?

У нас есть и такие вакансии — просто выберите свой вариант.

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: