Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Средневековье, барокко, новое время: в какой эпохе работает ваша компания

01.03.21 Карьера Поиск работы 7 min reading

HR-экспертка и карьерная консультантка Татьяна Пашкина приглашает в необычное путешествие по корпоративным культурам компаний. Ехать придется на «машине времени», а бонусом небанальной поездки станет возможность узнать свою компанию в веренице исторических эпох и примерить на себя разные типы культур.


На прошлой работе я вела проект «Интервью с работодателем», за время которого у меня было около 200 бесед с руководителями, HR-ами и сотрудниками различных компаний. Это дало мне возможность обдумать и отсортировать разные виды корпоративных культур, в которых я увидела соответствие историческим эпохам.

Итак, приглашаю вас занять места в машине времени и проехаться по маршруту от пещер древних людей до бирюзовых организаций. Интересно, в какой исторической эпохе вы узнаете свою компанию?


Первобытно-общинный строй


Нет, вы не увидите в таких компаниях женщин в шкурах или размахивающих костями мамонта мужиков. Мы говорим об отношениях. Первобытно-общинных в плане коммуникации и взаимодействия. Вот по каким признакам вы узнаете «пещерную» компанию:

  • описание работы в формате «делай это», причем здесь и сейчас;
  • отношение к подчиненным по принципу «я — начальник, ты — дурак»;
  • примитивные подставы, попытки сделать карьеру через постель начальника (любого пола);
  • громкие маты как часть воспитательного процесса;
  • увольнения в один день и с «волчьим билетом»;
  • «серая», а иногда и «черная» зарплата, махинации с выплатами, непонятные бонусы и внезапные штрафы;
  • дедовщина или бабовщина — в зависимости от специфики работы;
  • угрозы, а иногда и драки.

Да, все это еще встречается в наших пенатах, хоть и, слава Богу, не слишком часто.

Кому подойдет: разве что коллекционерам экстремальных карьерных впечатлений.


Древние империи


Тут возможны разные варианты. Вы можете попасть в компанию, которая находится в затяжном кризисе, с интригами и междоусобицами, как Римская империя в III веке, или в канун ее полного упадка, как тот же Рим в 410 году после завоевания вестготами.

В любом случае общим признаком такой компании являются «светлые воспоминания» о тех далеких или не очень временах, когда компания была лидером рынка, создавала прогрессивный продукт, инновационный проект или просто «держала на себе» всю профессиональную сферу. Потом все сошло на нет, остались только артефакты.

В зависимости от того, в какую стадию империи вы попадете, вам достанется либо большая агонизирующая компания, неспособная управлять всем своим хозяйством (например, холдинг, нагребший по дешевке кучу бизнесов, а теперь раздираемый их проблемами). Либо уже «потухающие угли», когда ресурсов решительно не хватает, энтузиазм угас, и есть только группки «мародеров», норовящих поживиться остатками былой славы.

Соответственно, у вас будет шанс либо приобщиться к великой истории и получить толику опыта и былого величия, либо почувствовать себя Нероном, который шесть дней наблюдал за пожаром Рима.

Самые проворные могут успеть перехватить клиентов и организовать своей бизнес-проект на том живом, что еще остается.

Кому подойдет: начинающим специалистам, которым нужно быстро прокачать скиллы, учась у лучших, или тем, кто хочет придать вес своему резюме строчкой о работе в именитой компании.


Великое Средневековье


Историки по-разному очерчивают временные рамки этой эпохи, но меньше тысячелетия (с 500 до 1500-1800 годы) не дает никто. Поэтому, попав в «средневековую» компанию, вы можете получить разные впечатления, в зависимости от того, в какой этап вас угораздило угодить.

Хуже всего, если это так называемые Темные века — когда компания ничего из себя особо не представляет, ресурсов практически нет, клиентов мало, бизнес-процессы (если их можно так назвать) проходят под девизом «разброд и шатание». Есть разрозненные попытки что-то наладить или улучшить, но, как правило, они немногочисленны и терпят неудачи из-за недостатка ресурсов и отсутствия поддержки у руководства и сотрудников.

Кому подойдет: не советую никому. Ничего, кроме разочарования, а иногда и вытрепанных нервов, тут заработать не удастся.

Если же компания относится к периоду собственно Средневековья, вам предстоит более насыщенная событиями офисная жизнь. Постоянные интриги, войны за завоевание смежных сегментов рынка и прочие активности добавят и опыта, и навыков.

Хорошо, если усилия компании направлены на отвоевание клиентов у конкурентов, захват новых региональных рынков, ценовые войны. Тогда вместе со всеми вы сможете бороться за идею и неплохой заработок.

В таких командах любят элементы корпоративной геральдики и практикуют активную ненависть к конкурентам — дружить против кого-то всегда эффективнее.

Если же компания начинает использовать свою энергию на конкуренцию внутри себя — вот тут и начинается мясорубка. Средневековые интриги куда сложнее «первобытных» — это уже не прямолинейные подставы, это изящные манипуляции, буллинг и моббинг, утаивание информации, ядовитые сплетни, шантаж и подкуп. Формируются кланы и анклавы, не имеющие ничего общего со штатным расписанием и направляющие свою энергию не на развитие компании, а на достижение личных целей.

Кому подойдет: в первом случае сможете неплохо прокачать скиллы, из второй передряги тоже можно выбраться с позитивным багажом знаний и опыта, но законченным циником.

Самый светлый этап Средневековья и, соответственно, вариант корпоративной культуры компании — это Возрождение. Это вариант, когда компания «с опытом» смогла пережить внутренний кризис, пересмотреть некоторые важные подходы к бизнесу и начинает период активного развития с новыми возможностями. Пока что это некие феодальные инновации, немножко наивные и не направленные на кардинальные перемены, хотя к изобретениям и усовершенствованиям здесь относятся позитивно.

В такой компании есть возможность поучаствовать в интересных проектах, попытаться внедрить свежие идеи, познакомиться с новыми людьми и подходами. В период Возрождения компании активно растут и принимают в свои ряды любопытствующих: «А во что может переродиться этот динозавр»?

Иногда это позволяет компании перейти на следующий виток развития. Иногда все заканчивается просто обновлением некоторых базовых подходов и стабильной работой на новом уровне, а иногда — просто «пшиком», когда запущенные проекты, как лебедь рак и щука, растащили все ресурсы компании, не дав желаемого эффекта.

Кому подойдет: если в работе цените новый опыт и вдохновляющую культуру — такая компания для вас.


Противоречивое барокко


Сам термин «барокко» многозначен и противоречив. В середине XVI века это слово в разговорном итальянском языке было синонимом всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 года и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной».

Я буду применять этот термин к компаниям, которые пытались нормализировать дела прописанием бизнес-процессов и прочей формализацией корпоративной культуры. Термин «барокко» кажется мне уместным потому, что в некоторых компаниях формализация деятельности оказалась фальшивой и неуклюжей, а кому-то удалось превратить ее в «кульминационную точку, расцвет цивилизации», как пишут о барокко историки.

В любом случае, когда вы попадаете в компанию эпохи барокко, вам придется отринуть естественность и порывистость. Непредсказуемость — худшее из зол в такой компании. Все описано, запротоколировано и зафиксировано.

С одной стороны, любое изменение принимается только после его исследования и исключает неожиданности. С другой стороны, в нашем VUCA-мире это означает постоянно читать «вчерашние новости». С тем количеством изменений, которые ежедневно сваливаются на наши головы, подготовиться ко всему и загодя описать в инструкциях и бизнес-процессах практически нереально. А раз импровизации нет места, возможна потеря эффективности и интереса к работе.

Как будто едешь в поезде метро: расписание известно, за окнами — стены туннеля. Все предсказуемо и скучно.

Кому подойдет: если вы не достигатор, а процессер и цените в работе стабильность — это ваша идеальная компания.


Новое время


Несмотря на прогрессивное вроде как название временного периода, меньше всего это относится к людям в компании.

Такую компанию можно вычислить по статьям на корпоративном сайте или страницам в соцсетях. После их прочтения складывается стойкое ощущение, что бизнес идет сам собой. Куры сами несут яйца, магазины сами продают товар, хлеб печется сам собой, а трубы сами выплавляются и доставляются клиентам. Людей в этом бизнесе нет. Нет как значимых единиц. Это просто элементы технологии, позволяющие бизнесу оптимизировать свою деятельность. Такой себе человеческий ресурс, наравне с другими.

Поэтому в кризис станки отключают, машины ставят в гараж, а людей увольняют. Вероятно, жалея, что их нельзя, как машины, выключить и сложить где-нибудь на складе.

В такой компании есть возможность поработать на современном оборудовании, они достаточно системно обучают (но исключительно тому, что нужно знать для правильной эксплуатации оборудования). К персоналу подход тоже технологичный — метрики типа KPI и OKR точно покажут, что, когда и в каком количестве (вариант — качестве) от вас потребуется.

Кому подойдет: если работа для вас «ничего личного, просто бизнес» и вы хотите только продать свое рабочее время — такая компания для вас. Но если вы хотите почувствовать себя человеком, а не пчелой в улье — надо искать другого работодателя.


Новейшее время


Если вы читали Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», то вы поймете, что я имею в виду. Несмотря на «футуристическое» название книги, речь идет о компаниях, которые уже много лет работают в необычном для многих формате самоорганизующихся команд.

Это компании, в которых нет жесткой и многоступенчатой иерархии, фиксированного распределения обязанностей и прочих привычных атрибутов корпоративной культуры. Как пишет Лалу: «Когда люди занимаются осмысленным делом, когда у них есть право принимать решения и ресурсы для осуществления идей, им не нужны ни зажигательные речи, ни начальник, чтобы их мотивировать».

Такой подход помогает сделать работу красочным, гостеприимным, уютным и необычным местом. Но требует достаточно доверительного отношения со стороны руководства и упразднения большого количества формальностей.

Кому подойдет: работать в такой компании — счастье для тех, кто инициативен, гибок и не боится брать на себя ответственность. Такие сотрудники плохо чувствуют себя в «кандалах» должностных инструкций или процедур. Они не хотят ждать, когда им скажут что делать. Если вы такой специалист — вам стоит поискать компанию, которую Лалу называет Бирюзовой организацией. Таких компаний немного на любом рынке. Чаще можно встретить «бирюзовое подразделение» в стенах компании, но и это хорошо.

Что такое «бирюзовая организация» и какие есть примеры в Украине →

Читать


Послесловие


Итак, наше путешествие в машине времени по корпоративным культурам завершено. Повторюсь — нет плохих или хороших культур. Есть те, которые вам подходят, и те, в которых вы чувствуете себя лишним и ненужным. Поэтому важно осознавать, что именно вас привлекает в работе, и по этим маркерам судить о том, подходят ли вам те или иные варианты.

Неосознанность и поиск наобум приводят иногда к синдрому «жены алкоголика» — не успев «зализать раны» от одного неудачного трудоустройства, мы с легкостью вляпываемся в следующее.

Чтобы сгладить эффект, скажу: компаний, где во всех подразделениях царит единая корпоративная культура, я видела немного. Сложно поддерживать одинаковую атмосферу среди работников-шахтеров и юристов из управляющей компании холдинга. Поэтому важно понимать тонкости культуры именно вашего подразделения.

А для этого следует помнить, что собеседование — это не односторонний «допрос», а обоюдная беседа. И от ее эффективности зависит и ваш срок работы в компании, и ее продуктивность. Так что не пренебрегайте возможностью задать вопросы, продуманные и заготовленные загодя. И будет вам счастье и работа мечты. В той «исторической эпохе», которая вам по душе.

Ищете работу?

А она ищет вас! У нас есть много вариантов в крутых украинских и международных компаниях →

Вакансии

Читайте также

7 причин, которые мешают вам найти работу

Оверквалифайд: почему профи не берут на работу. Колонка Татьяны Пашкиной

Как пандемия изменила рынок: самые востребованные и высокооплачиваемые профессии

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: