С первого взгляда работа личным помощником может показаться не очень привлекательной: вы остаетесь в тени другого человека, способствуете чужому успеху и в прямом смысле слова «не принадлежите себе». Но не все так плохо 🙂 Мы расспросили трех героев, которые работают помощниками у блогеров, руководителя компании и народного депутата, почему они выбрали эту профессию, в чем ее преимущества и недостатки и какие есть возможности для развития.
Маша Павлюк,
помощница и менеджер блогеров
Мой карьерный путь начался в 2019 году с работы в рекламном агентстве на должности аккаунт-менеджера. Компания занимается реализацией проектов с блогерами для брендов под ключ. Моей задачей было менеджерить ключевые процессы: вести коммуникацию с клиентами, подрядчиками, блогерами, оформлять документы. Так я познакомилась с большим количеством украинских инфлюенсеров и со временем имела определенный уровень узнаваемости среди них.
В какой-то момент мне написала блогер Диана Глостер и предложила заниматься коммуникацией с ее рекламодателями. А я как раз искала новые возможности для профессионального развития. Поэтому, конечно, согласилась! Сначала работала только с Дианой, а когда стала более уверенной в своих навыках, постепенно увеличила количество клиентов. Сейчас среди тех, с кем сотрудничаю, есть Анита Соловей, Ольга Соловей, Екатерина Свинарчук, Анна Олицкая, Диана Глостер.
Об обязанностях
Обязанности помощника у различных блогеров могут существенно отличаться в зависимости от их потребностей и ваших договоренностей. В целом задача менеджера — разгрузить инфлюенсера от рутины, бумажной работы, коммуникации с подрядчиками или партнерами. Но это не «человек на побегушках», а полноценный партнер, который развивается, растет вместе с ним.
Например, сейчас среди моих задач есть такие:
- поиск рекламодателей и коммуникация с ними;
- ведение документооборота;
- подготовка брифов на рекламу;
- разработка стратегии продвижения блогера и ее реализация;
- поиск подрядчиков (фотографов, таргетологов, стилистов и т.д.) под конкретные задачи;
- мониторинг PR-активностей (выход запланированных интервью, статей, отметки страницы блогера);
- анализ аналитики блога и подготовка отчетов (ежемесячно).
Об особенностях профессии
Эта профессия позволяет развивать нетворкинг, часто общаться с интересными людьми, первым узнавать о крутых ивентах или даже участвовать в их организации. А еще учит быть многозадачным, потому что не всегда получается распланировать день и четко придерживаться плана; критически мыслить, ибо без этого не получится нормально коммуницировать с потенциальными рекламодателями; и адаптироваться к изменениям.
Продолжением карьеры может стать запуск своих консультаций по менеджерству и продвижению блогеров, курсов или иных услуг, продуктов. Именно в таком направлении планирую развиваться я 🙂
Среди особенностей профессии, которые для кого-то будут преимуществами, для кого-то — недостатками, есть такие:
- У меня нет четко определенного графика работы, как и официальных выходных или отпуска. Однако в любой момент я могу взять day off, если очень надо отдохнуть и побыть в тишине, о чем заблаговременно договариваюсь с клиентами. Для кого-то это может быть минусом, но для меня — огромный плюс, потому что имею возможность корректировать график и планы на день.
- У меня нет четкого места работы и привязки к офису. В этом тоже вижу преимущество профессии, потому что никто не контролирует, откуда я работаю — с кафе, одесского пляжа или дома. И большинство блогеров, которых я менеджерю, не живут в Киеве, поэтому главные вопросы решаем через зум-колы.
- Здесь вряд ли получится работать «в черную». Например, я работаю как ФОП и со всеми клиентами подписываю договора о неразглашении (NDA). Для них это оберег от безответственных и корыстных людей, поэтому мало кто соглашается работать без юридически закрепленных договоренностей.
- Нужно быть не только хорошим менеджером, но и немного психологом. Блогеры — это очень творческие и эмоциональные личности, которых часто надо поддержать, успокоить и сделать так, чтобы все было под контролем, несмотря на форс-мажорную ситуацию. Это учит быстро адаптироваться к изменениям, быть стрессоустойчивым.
Замечу, что работа помощником блогеров не подойдет безынициативным, неорганизованным людям, которые не умеют брать на себя ответственность и впадают в панику, когда что-то идет не так.
Как стать помощником блогера?
Вообще есть три пути:
- Искать такую работу самостоятельно в телеграм-каналах, на джоб-порталах, следить за любимыми блогерами, которые обычно публикуют вакансии прямо в сториз. Можно еще попробовать написать инфлюенсерам и представить им корректное коммерческое предложение. Для этого рекомендую рассматривать не блогеров-миллионников, а тех, у кого до 100-150 тысяч подписчиков.
- Закончить курсы, где учат менеджерству блогеров. После прохождения такого обучения лучшим студентам помогают с трудоустройством.
- Вам блогер предложит такое сотрудничество по собственной инициативе. Но для этого нужно быть узнаваемым в диджитал-сфере, в частности уже иметь какой-то опыт работы с инфлюенсерами, строить нетворкинг.
Ирина Валерианова,
была личной помощницей владелицы
МКГ «Живое Дело» Аллы Заднепровской
Я мечтала стать помощницей руководителя с детства и была счастлива, когда удалось реализоваться в этом. Так получилось, что свою, тогда будущую, руководительницу я знала раньше, потому что проходила у нее обучение по бизнесу. И пробовала податься в компанию на совершенно другую должность — пиар-менеджера, однако сразу же на собеседовании мне сообщили, что также ищут личного помощника, и предложили совместить обе позиции. Я согласилась. Так я стала личной помощницей с дополнительным пиар-функционалом. И знаете, я ни о чем не жалею!
Когда я только начала работать, то думала, что работа будет напоминать сцены из фильма «Дьявол носит Prada». Но теперь понимаю, что все очень зависит от руководителя и того, насколько вы подходите друг другу по характеру, темпераменту, стилю жизни и отношению к разным вещам. Советую обращать внимание на это во время собеседования, чтобы потом работа была в радость.
В моем случае руководительница была мудрой женщиной, у которой я развивалась не только как помощница, но и как личность. И когда мы решили прекратить сотрудничество, то она, неожиданно для меня, посвятила нашей совместной работе целый пост у фейсбуке!
Об обязанностях
Чем я занималась? В мои обязанности входило абсолютно все, что касалось работы и жизни руководительницы:
- ведение рабочего графика;
- координация подготовки к различным встречам, тренингам, выступлениям, презентациям;
- организация командировок и путешествий;
- коммуникация с клиентами;
- ведение страниц в соцсетях;
- частично пиар и организация небольших мероприятий (например, презентации книги);
- выполнение личных просьб различного характера.
И конечно, как такого графика работы не было. Я была на связи 24/7, но настолько горела работой, что не страдала от этого. Тогда приоритетом были саморазвитие и карьера. Хотя, признаюсь, с таким графиком другие сферы жизни пришлось поставить на паузу.
Помощник — это не работа, это стиль жизни, поэтому выбор такой профессии должен быть сознательным. Ты живешь жизнью другого человека и помогаешь ему на каждом шагу, делая каждый день спокойнее.
О преимуществах профессии
Почему я любила эту работу:
- За вызовы. Часто ими были сложные клиенты. Но всегда удавалось решать ситуации и налаживать коммуникацию так, чтобы не создавать конфликтов и не оставлять плохих впечатлений от сотрудничества. Так я научилась быть стрессоустойчивой и прокачала навыки ведения переговоров.
- За многозадачность. Мы с ней ладим с детства, и мне сложнее заниматься чем-то одним, чем сочетать кучу различных задач. Но тут я подтянула навыки тайм-менеджмента, стала организованнее.
- За интересные задачи и проекты. За период работы личной помощницей я частично овладела кучей разных профессий — парикмахера, фотографа, стилиста, организатора, психолога, дизайнера презентаций, менеджера по продажам.
- За новый навык быстро решать вопросы разного уровня сложности.
- За ощущение, что для кого-то ты очень ценный и важный человек. Хоть и есть стереотип, что помощник — человек на побегушках, я себя такой ни дня не чувствовала. Моя руководительница всегда показывала, что я для нее надежный партнер, доверенное лицо. А я не подводила ее и действительно соответствовала этому статусу.
- За возможности, которые открываются. Хотя мне очень нравилось работать личной помощницей (была на этой позиции два года), в конце 2020 года решила попробовать себя в новых ролях — life-coach и ведущей финансовой трансформационной игры Cashflow.
История на работе
За время этой работы со мной случилось много интересных ситуаций. Поделюсь своей любимой историей.
Это была первая фотосессия для руководительницы, которую я полностью организовала сама — нашла фотографа, договорилась со студией, гримерной, визажистом-стилистом. Со всеми все подробно обсудила и даже не ожидала, что что-то может пойти не так.
Но неожиданно всплыл один нюанс, который научил нас с руководительницей лучше взаимодействовать в дальнейшем. Она приехала на съемку с не очень свежими волосами, потому что по опыту прошлых фотосессий была уверена, что ей сначала помоют голову, а потом сделают укладку. Казалось бы, в чем проблема? В том, что фотосессия была рано утром после праздничного дня, когда большинство салонов красоты закрыты. Еще и в районе ВДНХ, который я плохо знала. Времени на решение проблемы было мало. Однако 20 минут поиска, и салон нашелся.
И вроде как можно было бы выдохнуть, если бы не одно «но» — на месте не было парикмахера, только мастер по маникюру. Однако и здесь выкрутилась — договорилась, чтобы нам дали возможность сделать все самостоятельно. Так я в турбо-режиме попыталась овладеть профессией парикмахера, вымыв волосы и сделав стильную укладку своей руководительнице.
Фотосессия была спасена, все закончилось даже лучше, чем планировалось. За все время моей работы с нами происходило еще немало курьезных ситуаций, которые закаляли меня как личную помощницу, учили действовать быстро и избегать подобных ошибок в будущем, а руководительницу — доверять мне.
Андрей Пехотин,
помощник народного депутата Виктора Мьялика,
депутат Ровенского областного совета
В политике я уже более 11 лет, 10 из которых был депутатом Клесовского поселкового совета (Ровенская область). Пришел в эту сферу, потому что очень люблю помогать людям и хочу участвовать в решении местных проблем. Если я вижу какую-то проблему и сознательно ее не решаю, меня мучает совесть. Поэтому таких ситуаций не допускаю.
Стать помощником народного депутата в моих планах не было. Со своим руководителем я познакомился во время участия в выборах депутатов в Верховную Раду в 2019 году. Мы помогали друг другу информационно — я на Ровенщине, он — в Киеве. Сформировался высокий уровень доверия, и в 2020 году он предложил мне стать его помощником на общественных началах. Я согласился. Это был важный шаг, чтобы упростить наше сотрудничество. Потому что имея удостоверение помощника народного депутата, я мог официально и законно представлять его интересы на месте (в двух районах Ровенской области), иметь доступ к государственным структурам разного уровня (в частности, к Верховной Раде).
Вообще есть два типа помощников народного депутата — штатные и внештатные. И те, и те зарегистрированы в Верховной Раде, однако имеют разные обязанности. Среди штатных помощников больше экспертов в конкретной области (например, врачи, адвокаты, предприниматели с управленческим опытом). Они в основном оказывают консультации в рамках своих компетенций и участвуют в законотворческом процессе.
Внештатные помощники, к которым отношусь и я, представляют интересы нардепа на месте и занимаются информационно-административной деятельностью. В частности, среди моих основных обязанностей — организация встреч народного депутата на месте, сбор, рассмотрение и передача запросов от общественности, органов местного самоуправления.
Если говорить в целом, то внештатные помощники больше занимаются коммуникациями, собирают информацию, а уже штатные ее обрабатывают и, при необходимости, берут за основу для внесения изменений в законы, разрабатывают законопроекты.
Об особенностях профессии
У внештатных помощников нардепов такие особенности работы:
- Нет зарплаты, официальных отпусков и больничных. Они работают на общественных началах и могут ехать отдыхать только за свой счет. Я иногда именно так и делаю — еду на несколько дней куда-то в пределах Украины, чтобы оставаться на связи. А когда нуждаюсь в тотальном отдыхе (обычно раз в год беру отпуск на неделю), то еду за границу, где могу устроить небольшой детокс от соцсетей и коммуникации.
- Как такового места и графика работы нет. Это и хорошо, и не очень, потому в таком случае люди не всегда соблюдают правила деловой этики и могут написать как ночью, так и рано утром.
- Надо очень хорошо ориентироваться в законодательстве, во всех его практиках — от трудового права до земельного. Потому что люди обращаются с различными ситуациями и просьбами, и прежде чем передавать их народному депутату, нужно оценить, не нарушают ли они закон.
- Коммуникация с общественностью не всегда проходит приятно и конструктивно. Иногда обращаются не с просьбой помочь, а в приказном тоне, будто ты им что-то должен, хотя это не так. Конечно, хочется помочь всем, кто обращается, но ресурсы ограничены и приходится выбирать то, что более приоритетное и реалистичное. Но за более 11 лет работы я к такому привык и уже нормально реагирую, без раздражения.
Самое большое преимущество профессии для меня — возможность помогать людям и видеть положительную обратную связь. Это то, что в целом мотивировало идти в общественную деятельность.
Кому подойдет такая работа
В соответствии с этими особенностями, есть категория людей, которым не советую рассматривать для себя позицию внештатного помощника народного депутата:
- Очень эмоциональным и тем, кто не может нормально действовать в стрессовых ситуациях.
- Тем, кому тяжело нести ответственность за свои действия, которые не всегда бывают правильными.
- Тем, кто не интересуется политикой и не любит заниматься общественной деятельностью, не готов помогать людям.
- Интровертам, которые быстро устают от постоянной коммуникации.
Однако если вы готовы бороться с негативом, ежедневно общаться с большим количеством людей и решать проблемы различного характера, то это окупится освоением таких навыков:
- Умение договариваться с разными людьми — с другими помощниками депутатов, представителями органов местного самоуправления, населением.
- Умение выступать на публику и четко доносить свои мысли. Так, чтобы и придерживаться делового стиля коммуникации, и одновременно говорить простыми словами, благодаря которым вас поймут правильно.
- Организационные навыки. Потому что без них невозможно решать проблемы людей или спланировать приезд народного депутата.
- Умение составлять бюджет под реализацию определенного решения или даже масштабного общественного проекта.
Какие перспективы для развития и где искать такую работу?
С позиции помощника народного депутата можно развиваться дальше как в политике, так и вне ее:
- стать народным депутатом;
- начать карьеру в местных исполнительных органах власти;
- получить приглашение на работу в каком-то из министерств;
- стать топ-менеджером или исполнительным директором в компании;
- пойти в предприниматели.
Однако с трудоустройством на должность внештатного помощника нардепа могут быть трудности, потому что в 90% случаев здесь работает нетворкинг. Политики редко готовы брать в помощники незнакомого человека и чаще выбирают друзей, бывших коллег, то есть тех, к кому уже есть определенный уровень доверия. А вакансии на джоб-порталах на такие должности — это скорее пиар-кампания, чем реальный поиск людей в команду.
Если же в планах стать штатным помощником, то надо быть классным экспертом в своей области. Но в обоих случаях лучше иметь среди знакомых политиков, народных депутатов.
Истории наших героев подтверждают, что хоть профессию помощника часто изображают как непрестижную и стрессовую, на самом деле она перспективная и интересная. Главное — предварительно оценить, насколько вы готовы уживаться с многозадачностью, стрессами, необходимостью оперативно решать проблемы и большим количеством коммуникации.
Ищете работу?
У нас немного вакансий личных помощников и ассистентов, но есть другие интересные предложения в крутых украинских и международных компаниях.
ВакансииЧитайте другие истории о профессиях
«Я защищаю права женщин»: истории тех, для кого это ежедневная работа
Зарабатывать гуляя. Юлия Бевзенко — о профессии гида
Изнутри о работе копирайтера: почему все не так, как у Пелевина и Бегбедера
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху