Что объединяет 9-А класс, актерский кружок и фан-клуб «Океана Эльзы»? Все это — сообщества. Такие объединения есть у маркетологов, копирайтеров, дизайнеров и других специалистов. Там они учатся, получают фидбек, находят новую работу и организуют коллаборации. Почему важно быть участником сообществ, рассказывает комьюнити-менеджер в Unisender Ярослав Борута.
Трудно представить человека, который ни разу не был в составе сообщества. Организация по защите исторических зданий Киева, бизнес-клуб для новичков и группа выпускников курса по SMM — все это примеры сообществ.
У каждого сообщества есть одна или несколько целей. Например, цели организации защиты исторических зданий Киева — уберечь город от хаотической застройки и разрушения исторических памятников. А цель группы выпускников курса по SMM — быстро найти работу в новой сфере.
Сообщества закрывают потребности как организаторов, так и участников (и часто эти потребности отличаются). К примеру, дизайн-студия формирует собственное сообщество для графических и моушн-дизайнеров уровня junior. Дизайн-студия закрывает свою потребность в поиске талантливых новичков и доказывает свою экспертность. Графические и моушн-дизайнеры, в свою очередь, получают возможность задать вопросы по работе и прокачать свои навыки.
Как отличить сообщество от просто чата/группы в соцсетях
Сообщество всегда объединяется вокруг определенных идей, ценностей и вызовов. Это то, что отличает сообщество от очередного телеграм-чата для пиарщиков или редакторов. В общем, я выделил 4 критерия, по которым можно узнать сообщество.
Критерии | Проверка |
В группу входят 3 и более человек | ✅ Актерский кружок из 10 человек — сообщество. ❌ Семья — не сообщество. |
Участники имеют что-то общее | ✅ Школьный класс — сообщество. ❌ Пассажиры вагона метро — не сообщество. |
Участники знакомы или хотят познакомиться друг с другом | ✅ Группа спортсменов, работающих в одной компании — сообщество. ❌ Подписчики инстаграм-страницы ювелирного бренда — не сообщество. |
Участники знают писаные или неписаные правила сообщества | ✅ Закрытый чат студентов курса с модератором — сообщество. ❌ Спам-чат для бесплатного пиара своих телеграм-каналов — не сообщество. |
Например, сообщество для менеджеров культурных и креативных проектов «Навзаєм», в котором я состою, объединилось вокруг желания взаимного обмена знаниями и ресурсами. Для этого создали специальные инструменты:
- методологию p2p («равный — равному»), по которой участники обмениваются опытом и учатся друг у друга;
- веб-приложение «Навзаєм», в котором автоматизирован процесс поиска партнеров и менторов;
- гайд по эффективному нетворкингу в сообществе — мануал, объясняющий, как работает сообщество, как сделать участие в коммьюнити полезным для себя и других.
Зачем участвовать в профессиональных сообществах
Как комьюнити-менеджер я много общаюсь в рамках собственной группы — с маркетологами и предпринимателями. Но чтобы понять ценность профессиональных сообществ, я стал участником нескольких из них: фейсбук-группы иллюстраторов «Ілюстрактор» и телеграм-чата «Навзаєм», о котором я уже упоминал.
Из этого опыта я вывел 8 аргументов в пользу участия в профессиональных сообществах. Здесь можно:
- Находить партнеров для коллабораций. Например, как член сообщества «Ілюстрактор» я участвовал в «Болонье» — иллюстраторском проекте на Книжном Арсенале. Вместе с коллегами мы делали свои плакаты и размещали на выделенной для этого стене. Самостоятельно я бы не решился поучаствовать в этом проекте.
- Находить работу. Например, в «Навзаєм» участники публикуют интересные вакансии с хештегом #команда. Иногда вакансии публикуют раньше, чем на джоб-сайтах и других платформах. Поэтому участники сообщества могут одними из первых подать заявку на позицию или проект, а значит, имеют больше шансов получить работу мечты.
- Получить отзывы о своей работе. В «Ілюстрактор» для этого есть отдельный альбом, куда все желающие могут загружать свои иллюстрации для оценивания участниками сообщества. Это хорошая возможность для тех, у кого нет возможности попасть на портфолио-ревью, или тех, кто хочет получить взвешенную оценку от коллег перед тем, как публиковать свои работы в сети.
- Получить экспертный ответ по своему запросу. К примеру, недавно один из участников сообщества «Навзаєм» поинтересовался у коллег, каким может быть архетип и позиционирование студии йоги. Участники помогли найти ответ на этот вопрос.
- Прокачать soft skills — от эмоционального интеллекта до навыка публичных выступлений. Так, ожесточенные обсуждения оплаты труда иллюстраторов в сообществе «Ілюстрактор» научили меня лучше воспринимать критику и разрешать конфликты на ранних стадиях.
- Ощутить принадлежность к мировому комьюнити специалистов. Мой синдром самозванца отступает, когда я получаю положительные отзывы на свои иллюстрации в «Ілюстрактор».
- Освоить новую профессию. Десяток статей о том, как стать копирайтером/иллюстратором/разработчиком, не заменят участие в одном-двух профессиональных сообществах. Обычно там хорошо относятся к новичкам: делятся полезными ресурсами, рассказывают о неочевидных сложностях в овладении новой профессией.
- Наблюдать за состоянием индустрии. Да, именно из сообщества «Ілюстрактор» я узнал о Болонской книжной ярмарке и других мероприятиях для иллюстраторов.
Так что если раньше участие в профессиональных сообществах казалось пустой тратой времени — у вас есть возможность изменить свое мнение.
Как получить максимум пользы от участия в сообществе
- Определите, сколько времени вы готовы тратить на сообщество. Обычно в таких группах до 10% активных участников. Так что не воспринимайте эту роль как обязательную двухчасовую работу. Комьюнити может быть полезным, даже если вы просто наблюдаете дискуссии и видите, чем живет ваша индустрия.
- Осознайте свой запрос к сообществу. Хотите устроиться на работу? Следите за дайджестами вакансий, спрашивайте об открытых позициях и новых проектах у участников сообщества, работающих в интересующих вас компаниях. Хотите поделиться своим видением того, что происходит вокруг профессии? Участвуйте в видеочатах и приглашайте к дискуссиям заметных участников рынка. Вы получите от сообщества именно то, чего хотите, если, конечно, вы знаете, чего хотите.
- Подумайте, чем вы можете быть полезным, и расскажите об этом участникам сообщества. Так вы научитесь презентовать себя и сразу после вступления в сообщество получите тему для обсуждения.
- Подготовьте сжатый питч о себе. В большинстве онлайн-сообществ для таких питчей есть хештеги типа #aboutme. Они помогут найти вас среди других специалистов в группе и подстегнут предложить вам интересный проект.
- Участие в мероприятиях сообщества: онлайн или офлайн. Обычно в таких мероприятиях принимают участие активные члены сообщества, являющиеся его движущей силой. От них вы с большей вероятностью получите ответ на свои запросы или помощь по проекту.
Итог
В завершение еще раз выделю несколько главных тезисов об участии в профессиональных сообществах.
- Сообщество — это группа из трех и более людей, которые устанавливают друг с другом социальные связи и объединяются вокруг идей, ценностей и вызовов. У организаторов и участников сообщества цели в основном отличаются. Но их ценности должны быть общими.
- Участие в профессиональном сообществе помогает находить партнеров для совместных проектов и прокачивать soft skills. Также в профессиональном сообществе можно получить экспертный ответ на запрос и быстрее прокачаться в своей специальности.
- Чтобы получить максимум пользы от участия в сообществе, нужно определить свой запрос к сообществу, а также то, сколько времени готовы потратить на это участие. Расскажите другим, чем вы можете быть им полезны, и старайтесь посещать онлайн- и офлайн-встречи сообщества.
Ищете работу?
У нас на сайте много вакансий на любой вкус для специалистов разных профессий 👉
ВакансииЧитайте также
Полезный ресурс: сообщество саморазвития «Пошуршимо?»
Чим корисна для кар’єри участь у громадських організаціях?
Не только SMM: 20 новых профессий в соцсетях
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.