Можно ли еще до трудоустройства понять, какая в компании корпоративная культура? Вполне — если поставить рекрутеру нужные вопросы и сделать правильные выводы. Какие именно, рассказывает Ирина Сулацкая — преподавательница в LITS, USS и рекрутерка в Matic.
Организация процесса рекрутинга, приглашение на собеседование, поведение будущих коллег во время интервью, детали в офисе и подход рекрутера к общению с вами — какие из перечисленных пунктов, по вашему мнению, являются проявлениями корпоративной культуры?
На самом деле все.
Потому что корпоративная культура — это не красивые слова о миссии и ценностях на сайте компании, а ежедневное поощряемое поведение. А еще — отношение к вещам и то, на основе чего и как люди принимают решения в сложные или спокойные моменты жизни компании.
Корпоративная культура — это о последовательных систематических действиях, условной рутине, а не о нескольких устроенных в год событий.
Поэтому определенные выводы можно сделать уже после общения с рекрутером, знакомства с будущими коллегами и офисом. Но прежде чем изучать корпоративную культуру, следует понять, какие ценности есть у вас. Без понимания, что для вас важно, вы просто не сможете сделать выбор в пользу той или иной компании: вам нужны критерии, на которые вы будете опираться.
Поэтому перед тем, как задавать вопросы рекрутеру, советую спросить самих себя:
- с какими людьми вы бы хотели и, наоборот, не хотели работать в одной команде и почему;
- что для вас важно в командной работе;
- что для вас значит хорошая и плохая компания, хорошая и плохая команда, хорошая и плохая культура, хороший и плохой коллега.
Если у вас за плечами опыт работы в нескольких компаниях, подумайте, где и в каких командах вам было комфортно работать, в каких некомфортно, а главное — почему.
Когда у вас на руках будет перечень важных для вас моментов, то в соответствии с ним вы сможете выбирать вопросы, которые помогут понять, насколько подходы компании к сотрудничеству, принятию решений, заботе о людях, поведения с клиентами совпадают с вашими. Например, вот о чем вы можете поинтересоваться у рекрутера.
Собеседование для двоих: 7 причин задавать вопросы рекрутеру
Читать
5 возможных вопросов рекрутеру
1. Узнайте о бонусах
«Что у вас с бенефитами?» — чуть ли не самый популярный вопрос среди кандидатов. И не зря: бонусы действительно могут частично отражать культуру компании. Например, если компания декларирует важность обучения и саморазвития для сотрудников, то будет их в этом поддерживать — компенсациями или стипендиями на обучение, внутренним университетом, корпоративными курсами иностранных языков и т.д. Ведь это ценность для нее и часть ее культуры.
2. Спросите о формате работы
Мы приходим в компанию за возможностями, а уходим (не всегда, но часто) от людей. Поэтому формат работы и командного сотрудничества внутри компании многое может рассказать о ее культуре.
Если компания транслирует work-life баланс, ее сотрудники не должны постоянно работать на выходных и по ночам. Если в компании приветствуется инициативность, то должен быть механизм, который позволяет каждому поделиться идеями, и короткий цикл обратной связи. Если компания транслирует открытость, то данные действительно должны быть доступны (конечно, с определенными ограничениями) — например, в небольшой или средней компании должны проходить общие встречи с СЕО, который делится новостями.
Вы можете спрашивать рекрутера все, что для вас важно в этом ключе. К примеру:
- «Перерабатывают ли ваши коллеги? Как часто и почему так происходит?»
- «Существует ли у вас механизм сбора идей? Можете дать пример изменений, которые были инициированы таким образом?»
- «Насколько часто СЕО (директор департамента, менеджер команды) проводит встречи с командой?» или «Имеют ли ваши коллеги доступ к продуктовой аналитике?»
3. Попросите описать команду и / или идеального кандидата
Иногда кандидаты спрашивают меня: «Ира, а каких людей вы ищете? Какие качества хотите видеть в кандидате на эту роль?». Я считаю, что это классный вопрос, чтобы лучше понять культуру. Ответ на него даст вам понимание, с какими людьми вы будете работать, а именно люди и формируют внутреннюю культуру.
4. Выберите кейсовый вопрос
Хороший способ понять, как менеджмент ведет себя в отношении сотрудников — задать кейсовый вопрос. Например: «Случались ли у вас ситуации, когда клиент был недоволен работой команды? Что вы, как компания, предприняли в таком случае?».
5. Спросите прямо
Вы можете без обиняков и обходных путей попросить рекрутера описать корпоративную культуру компании и ее ценности, а затем уточнить интересующие вас пункты, например:
- как компания поддерживает и развивает корпоративную культуру;
- как культура менялась с годами и почему;
- как интервьюеры проверяют cultural fit кандидатов (совпадение по культуре и ценностями) во время собеседований;
- какие качества кандидата для них обязательны.
Если рекрутеру сложно ответить на последний вопрос, сформулируйте его иначе: кого в команду точно не примут или по каким причинам компания увольняла сотрудников (если такие случаи были). Причины отказов могут быть показателем внутренней культуры так же, как и аргументы в пользу найма конкретного человека.
Люблю говорить, что увольнение — это тест для компании.
Не рекрутером единым: спросите у коллег, почитайте отзывы
Некоторые рекрутеры могут скрывать информацию об истинном положении вещей (хотя в этом нет смысла — человек обо всем узнает, когда начнет работу в компании). Кроме того, рекрутеры не работают непосредственно в командах, куда ищут людей, поэтому не могут владеть 100% информации. Например, не знают, как разработчики пишут код, а ведь это многое может сказать об инженерной культуре — весомой части корпоративной.
Поэтому если у вас есть знакомые, которые работают в интересующей вас компании, обратитесь к ним за отзывами о работе и жизни команды. Кандидаты обычно доверяют отзывам реальных сотрудников больше, чем словам рекрутера, и это понятно — люди с большей вероятностью поделятся и тем, что им не нравится, и тем, что действительно ценят (а не тем, что менеджмент считает классным). Если у вас нет знакомых в компании, почитайте о ней отзывы — это также может помочь лучше понять ее культуру.
Напоследок: прислушивайтесь к себе
В целом старайтесь доверять своим ощущениям при знакомстве с новой компанией (как бы абстрактно, на первый взгляд, это не звучало). Да, наше первое впечатление не всегда правильное и всегда субъективное, но если вы чувствуете дискомфорт внутри или что-то вас настораживает — не игнорируйте эти эмоции. Впрочем, не забывайте и о критическом мышлении: поставьте больше уточняющих вопросов и попробуйте разобраться — эти ощущения подтверждаются реальными фактами или не имеют под собой оснований.
Ищете больше инфы про компании?
Мы детально рассказываем об их культуре, офисах, вакансиях и подходах тут 👉
КомпанииЧитайте также
Сказка о выборе компании мечты: как понять, что она — та самая
7 питань, які варто з’ясувати з компанією, перш ніж погоджуватись на роботу
Як зрозуміти, що компанія вам не підходить? Поради людини, яка пройшла 70 співбесід за півроку
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів