Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Учи и развивай: чем занимается и сколько зарабатывает L&D Manager

03.03.21 Поиск работы 8 min reading

Все чаще при поиске работы можно встретить таинственные вакансии L&D Manager, T&D Manager или более понятные — менеджера по обучению и развитию. Что это за профессия, кого и чему придется учить и сколько зарабатывать, рассказывает Алексей Федорко, руководитель департамента Learning & Development в ІТ-компании EPAM.

Алексей Федорко


О собственном пути в профессию


Вся моя семья инженерно-промышленно-рабочая, поэтому со мной все было предопределено 🙂 Я поступил в КПИ на факультет электроники, после обучения попал на позицию тестировщика в маленькую продуктовую компанию, в 2010 году перешел в большую — EPAM Украина. Здесь я вырос до позиции тимлида (руководителя команды) и People Manager (роль, сочетающая развитие талантов с проектным управлением).

С появлением собственной команды я стал больше работать с людьми и помогать им развиваться. Заинтересовался темой коучинга, получил соответствующую сертификацию. По стечению обстоятельств моя основная позиция закрылась именно тогда, когда в департаменте Learning & Development объявили о расширении направления коучинга. Я уже участвовал в разных обучающих инициативах, поэтому ухватился за эту тему и так перешел в новую профессию. Это было немного неожиданно, но достаточно органично. Параллельно я получил второе высшее образование — стал магистром психологии, чтобы подтянуть фундаментальные знания, которых не хватало в этом направлении. А вскоре стал руководителем департамента Learning & Development.


О профессии L&D Manager


По моим наблюдениям, сейчас в Украине и мире происходит бум обучения. Профессия менеджера по обучению и развитию (Learning & Development Manager, он же — Training & Development Manager) становится все более востребованной в банкинге, финансовых структурах, энергетических компаниях, агросекторе, ритейле и т.д. Даже в маленьких компаниях есть похожие учебные инициативы, разве что заниматься ими может один человек, который совмещает несколько ролей — например, тренера и менеджера.

Вероятно, услуги L&D менеджера не пользуются спросом только в бизнесах, где руководство морально не готово инвестировать в обучение сотрудников или которые еще не накопили достаточно экспертизы, чтобы делиться знаниями.


Обязанности менеджера по обучению и развитию

1. Планировать учебные программы для текущих или потенциальных сотрудников и бюджетировать расходы. Для планирования нужно тесно сотрудничать с руководителями офисов, знать их проблемы и цели. А также учитывать запросы бизнеса в целом, появление новых проектов, срочную потребность в определенных навыках. Например, в EPAM есть ежегодные повторяющиеся программы — по развитию лидеров или программы для менеджеров, но периодически мы организовываем и срочное внеплановое обучение — если нужных специалистов сложно найти на рынке и есть смысл самим готовить таких профессионалов.

2. Отвечать за подбор тренеров и менторов. Мы находим их через центры компетенций или среди специалистов нашей компании. Привлечение таких экспертов (которых надо вдохновлять, стимулировать, благодарить, давать обратную связь) — еще одно полноценное направление деятельности.

3. Работать над удержанием внимания в онлайн-обучении. Чтобы обучение было не только о «слушании», но и об активном взаимодействии. Мы, например, используем специальные инструменты для интерактива и вовлечения аудитории. При этом учебная сессия составляет не более двух часов с перерывом, теория переходит в самостоятельное освоение, а онлайн-режим остается исключительно для практической работы и дискуссий.

4. Вести коммуникацию. Это не менее важная часть работы — потому что мало создать качественный учебный курс, надо его прокоммуницировать на тех, кому он будет полезным.

5. Отслеживать мировые тренды в образовании. Например, мы мониторим исследования и отчеты Deloitte о том, как будет развиваться индустрия обучения, а также новости профильной организации — Association for Talent Development.


О типичном рабочем дне


Мой день начинается с ритуала: я спокойно настраиваюсь на работу за чашкой заваренной в турке арабики. В понедельник планирую дела на неделю, поэтому первую половину дня обычно оставляю свободной от встреч.

В моей непосредственной команде L&D девять человек, но ими мои коммуникации не ограничиваются. Много сотрудничаю с другими специалистами, которые отвечают за конкретные направления в компании. Поэтому часть дня занимают рабочие встречи с коллегами, внутренние инициативы, обработки новых запросов, обсуждения текущих дел с топ-менеджерами компаний.

Много времени трачу на работу с аналитикой и статистикой, чтобы понять, кто именно учится, как, на что есть запрос и что нужно изменить. Кроме управления процессами обучения в компании, я еще принимаю в них участие как спикер, тренер или коуч.

Из инструментов использую стандартный для проектных менеджеров пакет: Office Microsoft, преемника Excel — PowerBi для дополнительной отчетности, инструменты для брейншторминга, таймтрекинга, проектно трекинга (для себя — ToDo, OneNote, для работы с командой — MS Teams). Инструменты для построения учебных программ: LMS и нашу собственную разработку — систему по управлению обучением Learn. Также пользуюсь корпоративными инструментами, которые позволяют понять, у кого какая нагрузка и на какие навыки сейчас спрос на проектах — Telescope AI, UPSA.

Думаю, в других компаниях основные задачи и подходы к работе L&D менеджера остаются похожими, хотя есть и определенная адаптация к конкретному бизнесу.


О любви к профессии и важных достижениях


Люблю свою профессию, потому что она дает возможность наблюдать, как меняются и растут люди. Наше кредо — «Never stop learning». В EPAM очень много талантливых менеджеров, которые начинали с наших программ для лидеров или специализированных технических курсов. Вероятно, они бы достигли высоких позиций и без нас, но с нами сделали это быстрее. А это как раз и является одной из целей нашего департамента — Accelerate Growth, то есть ускорять рост.

Видеть сотрудников, которые когда-то приходили на базовые учебные программы, на топовых позициях в компании — это круто!

К тому же, эта профессия дает дополнительную перспективу и масштабность взгляда на всю компанию, доступ к различной информации из всех источников. Например, какие цели бизнеса, его достижения, проблемы и как обучение может повлиять на развитие компании. Ты понимаешь, что именно ты влияешь на ее будущее.

Конечно, есть и недостатки, вернее — особенности и вызовы, типичные для профессий с сервисным подходом. Это работа с людьми, поэтому надо быть готовым много общаться, работать с их ожиданиями и недовольством. Надо также понимать, что обучающий сервис — не первостепенная задача бизнеса. Это поддерживающая функция, поэтому часто объемы работы, которую мы выполняем, остаются незаметными.

Среди недавних поводов для гордости — то, как быстро нам удалось полностью перейти в онлайн весной 2020 года. Мы сделали это за неделю и, судя по обратной связи, не потеряли в качестве обучения. Более 70% специалистов EPAM сейчас проходят корпоративное обучение, и это соответствует цифрам «доонлайнового» периода.

Также горжусь оперативной разработкой специальных программ в ответ на вызовы времени. Они связаны с организацией работы из дома: персональная эффективность, как управлять удаленными командами, как работать с клиентами, как поддерживать самочувствие и благополучие.


Как стать L&D Manager

Образование

Отдельных университетских программ для L&D менеджмента в Украине не встречал. Мое мнение — стартовать можно с любого высшего образования, но потом надо «наращивать» экспертизу благодаря дополнительному обучению.

Прежде всего это международные программы (которые сегодня можно пройти онлайн), аккредитованные такими международными ассоциациями, как ATD (Association for Talent Development) или ICF (International Coaching Federation). Я бы также рекомендовал обратить внимание на организационный коучинг или социальную психологию, которая изучает закономерности общения и взаимодействия в организациях, групповую динамику.

Также карьере способствует, если у человека есть опыт преподавания в академических кругах или опыт работы HR-специалистом.


Hard и soft skills

Hard skills для работы L&D менеджером необходимы такие же, как и для любого проектного менеджера: навыки организации и ведения проектов, работы с командой, стратегирования, оперирования финансами, понимания особенностей обучения и бизнеса в целом.

Нужны также знания маркетинга и коммуникаций, поскольку большая и важная часть — не только информировать, но и поощрять к обучению, так сказать «продавать» его. Еще важно постоянно развиваться профессионально и уметь чувствовать тренды — отслеживать, что происходит в сфере образования, знакомиться с новыми учебными подходами и технологиями.

Набор soft skills, по моему мнению, включает: эмоциональный интеллект (уметь понимать себя и других), навыки общения (активное слушание, аргументация, фасилитация), а также change management — умение предлагать изменения, которые могут влиять на компанию в целом.


С чего начать карьеру

Начинать можно с позиции L&D специалиста или его ассистента, а со временем вырасти до менеджерской должности. Также реальный вариант — перейти в профессию через HR-функцию. Или стартовать с образовательного волонтерства в своей компании. Даже в маленькой компании можно инициировать и организовывать учебные процессы.


Сколько зарабатывает L&D Manager


Если брать рыночные показатели и данные из открытых источников, я бы ориентировался на уровень доходов HR-специалистов. Например, по данным специализированного ресурса DOU, в декабре 2020 года средняя цифра составляла около $1000.

Сколько зарабатывают HR-специалисты?

Мы в Happy Monday провели собственное исследование 👉

Сколько?

Конечно, компенсация зависит от объема и сложности задач, позиция это специалиста или менеджера (менеджер зарабатывает больше) и т.д. На уровень дохода также влияют опыт, экспертиза, наличие сертификации.

Чем больше навыков у L&D менеджера и чем больше он может предложить компании (например, фасилитацию, проведение тренингов или стратегических сессий в дополнение к организации обучения), тем больший заработок он может получать.

Влияет на зарплату также уровень ответственности. Руководить командой и организовывать тренинги — это одно, а вот общение с бизнесом, разработка организационных решений, влияние на производственные показатели — это уже управленческий уровень.


Ресурсы для развития в профессии

  • Книга Любови Гвоздилиной «Обучение в бизнесе», в которой собраны практически все проблемы, с которыми я столкнулся в корпоративном образовании.
  • Книга Келли Палмер “The expertise economy”.
  • Веб-ресурс Harvard Business Review много пишет про обучение.
  • Отчеты исследований компании Deloitte также дают много информации об обучении.
  • https://www.td.org/. Это специализированный ресурс, где можно структурировать свои знания по L&D менеджменту и пройти международную сертификацию CPLD (базовое образование для L&D).

Ищете работу?

У нас на сайте много вакансий для специалистов разных профессий 👉

Вакансии

Читайте также

Профессии, о которых еще вчера никто не знал: что делать и чему учиться

Что такое growth mindset и как он влияет на ваше развитие?

7 советов, как прослушать онлайн-курс до конца (и получить пользу)

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: