Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Почему работодатели не жалуют «бывших»?

29.11.21 Happy HR 6 min reading

Работодатели часто жалуются, что кандидатов катастрофически не хватает. Особенно адекватных и профессиональных. При этом мало кто из работодателей задумывается о том, что своих «бывших» можно сделать «настоящими», причем с прибылью для бизнеса. О преимуществах практики boomerang hiring и почему в Украине она пока не очень популярна, рассуждает HR-эксперт и карьерный консультант Татьяна Пашкина.

Tetyana-Pashkina
Татьяна Пашкина

Однажды я допустила стратегическую ошибку — решила показать Город детства своему маленькому сыну. Однако погрешность на изменения в городе, прошедшие со времени моего отъезда, я посчитала неправильно. Конечно, сынишка был очень рад бегать по газону с травой «по пояс», но мы-то с мужем знали, что это газон центрального парка, и если он в мае не стрижен — значит что-то пошло не так. Как и высохший пруд, и выгоревший домик для лебедей… И пока ребенок увлеченно перепрыгивал через трещины в асфальте, а мы с мужем старались не замечать мусорных мешков, выброшенных гражданами прямо под собственные окна, я думала — смогу ли вернуться сюда еще раз, без опаски получить такое сокрушительное разочарование? Прошло больше 10 лет. С тех пор в Городе детства я не была.

Да, возвращение к прошлому часто сулит разочарование. Но если мы говорим о рынке труда, то привечание бывших сотрудников могло бы стать отличным решением проблемы дефицита квалифицированных кадров. Для этого уже даже термин придумали — Boomerang hiring. Однако в реальности работодатели такой возможностью почему-то пользуются редко. И кроме представительств международных компаний и работодателей IТ-индустрии, где каждый специалист на вес золота, у нас немного примеров такой практики. Почему? Давайте разбираться. Но для начала вспомним один из наиболее известных кейсов успешного сотрудничества с «бывшими».


Как из «бывших» взращивают амбассадоров бренда

Речь идет о программах взаимодействия консалтинговых компаний с alumni (с лат. выпускники, а в США так называют бывших сотрудников). Мудрые бизнесмены не только не противились уходу своих сотрудников к компаниям-клиентам, но и поощряли эту практику. Ведь лояльный alumni невольно становился амбассадором его бренда. И конечно, не только приобретал услуги понятного ему качества, но и рекламировал его новым коллегам и потенциальным клиентам. Поэтому компании не только сохраняли хорошие взаимоотношения с alumni, но и организовывали целые программы взаимодействия с ними — проводили встречи «выпускников», причем с участием первых лиц компании, и многое другое.

Судя по тому, что эти мероприятия прижились, очевидно, помимо таких эфемерных вещей как репутация компании и бренд работодателя, есть и весьма материальные резоны их проводить. Что же останавливает наших работодателей? Практика понятная, не слишком сложная и не требующая серьезных капиталовложений… Разберем вопрос на примерах и ситуациях.


Почему сотрудники редко возвращаются


Ситуация 1. Разошлись по взаимному согласию

Иногда компания и сотрудник понимают, что точек соприкосновения становится все меньше. И взаимного интереса тоже. Это не умаляет профессионализма сотрудника и не ухудшает корпоративную культуру или бизнес компании. Просто компания, как живой организм, перестраивается, реструктуризирует роли. И не всегда ей теперь «по пути» со своим сотрудником.

Например, сотруднику-первопроходцу жить в условиях стабильной бюрократии просто скучно. И жаль тратить свои усилия по завоеванию мира на заполнение бланков и поиск нестыковок. Прекрасно, если компания и специалист начинают это осознавать задолго до «точки А», когда пора расставаться. Тогда само расставание закономерно, продуманно и проходит с чувством легкого сожаления.

Порой такие компании сами помогают с трудоустройством коллеге, если видят, что он готов к новым вызовам. И сотруднику всегда радостно приходить к бывшему работодателю, потому что ему там рады, ждут… как гостя, разумеется. И, кстати, вполне закономерен вариант, когда на развитие нового проекта приглашают — да, бывшего «первопроходца».

У меня был опыт, когда компанию возглавил амбициозный сотрудник, уходивший к коллегам по рынку поучиться управленческому мастерству — просто он рос быстрее компании.


Ситуация 2. Расстались врагами

Гораздо чаще к процедуре увольнения примешиваются эмоции — от патернализма до патриотизма. Например, из-за отсутствия прозрачных и системных внутренних коммуникаций сотрудник и его руководитель по-разному оценивают продуктивность и эффективность работы. Бывает, что сотрудник переоценивает свои труды. И наоборот — случается, что руководитель обесценивает работу подчиненных (по данным одного из опросов, 50% сотрудников считают, что руководитель присваивает себе их результаты).

Оба варианта вызывают конфликт — иногда скрытый, иногда явный. И увольнение воспринимается с облегчением, как минимум, одной из сторон. По данным исследования CareerAddict, 15% сотрудников, то есть каждый шестой, уходят с работы из-за конфликта или непонимания руководства. И, как мы понимаем, вряд ли они будут готовы вернуться.

При этом отсутствие внятной коммуникации заставляет стороны додумывать и дополнять ситуацию слухами, сплетнями и прочей непроверенной информацией. А сам процесс увольнения из процедуры понятной, прозрачной, хоть и малоприятной, превращается в непредсказуемое, иногда затянутое эмоциональное действие. 

Этакий «рабочий развод». Только вместо битья посуды и семейных скандалов с полосканием грязного белья сливы конфиденциальной информации, саботаж и интриги.

Сейчас, к счастью, таких кейсов становится меньше, но у многих собственников по отношению к своим сотрудникам раньше формировался «комплекс Тараса Бульбы» («Я тебя на работу принимал, я тебя и уволю!»). Так, один из руководителей бизнеса как-то признался мне, что несколько месяцев уговаривал бывшего сотрудника вернуться. А когда тот сдался на уговоры и вернулся — с помпой и шумихой уволил его через три недели. «Чтобы другим неповадно было!» — заявил он мне, азартно сверкая глазами. Что-то удержало меня от того, чтобы уточнить, сколько очевидцев этой «стрелецкой казни» улизнули в другие компании.

Понятно, что у участников таких ситуаций воспоминание о бывшем работодателе связывается с таким количеством дискомфорта и негатива, что вернуться туда предполагается возможным только под дулом пистолета.


Ситуация 3. Вернулись и пожалели об этом

Еще одна проблема — ничего не стоит на месте. Меняются как люди, так и компании. Как иронично заметила Мари Грей в своем сборнике новелл «Зимняя сказка»: «Главная проблема брака в том, что женщина выходит замуж, надеясь, что ее муж изменится, а мужчина женится, надеясь, что его жена всегда останется такой, как в день свадьбы». С работодателями и сотрудниками то же самое.

Вариант первый — компания изменилась. И те, кто скучает по старым временам, будут очень разочарованы, вернувшись в компанию с той же вывеской, но абсолютно другой корпоративной культурой. С новыми коллегами, сменившими старых-привычных, которые тоже ушли искать лучшей доли. Или, что еще хуже, с новым руководством, которое как «новая метла» — «метет» совсем по-другому.

Вариант второй — в компании незыблемая стабильность, но изменился сам сотрудник. Вырос, возмужал, вернулся — и ужаснулся. То, что ранее воспринималось как милота и очарование, теперь, с новых высот жизненного и профессионального опыта, предстает во всем своем непрезентабельном убожестве. Как мой город детства, куда я приехала, руководствуясь светлыми детскими воспоминаниями.


Ситуация 4. Взвесили все — и не вернулись

Конечно, если сотрудник уходил простым менеджером, а вернулся уже на руководящую должность или под проект обновления, для него это может стать успешной карьерной ступенькой. А может принести сонм врагов из числа бывших коллег, которые будут активно сопротивляться и злословить.

Одна моя знакомая так приходила «на пообщаться» в свою бывшую компанию. Уходила она с должности небольшой. А собиралась поговорить о должности директорской. И уже прощаясь с шефом, в коридоре встретила ветерана бухгалтерии — Зинаиду Антоновну. «Ой, Сашенька!» — обрадовалась та и принялась расспрашивать о делах да новостях.

«И тут я подумала — а для какого количества коллег я так и буду «Сашенькой»? И сколько времени мне понадобится, чтобы они осознали, что я уже не та «Сашенька»? Компания стабильная, народ сидит по 10 лет на одном месте, хоть собственник уже этому и не рад. И катализатором перемен, о которых он говорит, придется стать мне! При этом собственник с «устаревшей гвардией» прощаться не готов. И я не была уверена, что он, поняв «масштабы беды», захочет идти до конца, а не свернет все на полпути». В общем, знакомая моя от возврата к работодателю отказалась, хотя в гости до сих пор иногда заходит.

Поэтому и у стабильности, и у перемен есть своя оборотная сторона.


Ситуация 5. Зацепило «взрывной волной»

Теперь поговорим еще об одной ошибке. Вроде как арифметической, но она «про людей».

Когда мы подсчитываем убытки от неправомерных, хамских и просто «кривых» увольнений, мы говорим о цифрах недовольных уволившихся, но при этом забываем о невольных зрителях — коллегах тех, кто уволился.

Многие работодатели в кризисы теряют репутацию на том, что грубо и некомфортно проводят сокращения персонала. Увольняют «вчерашним днем», без предварительных уведомлений и шума — чтоб избежать огласки. И таким образом рубят сук, на котором сидят…

Мы же знаем, что информационный вакуум очень быстро заполняется гипотезами и предположениями, которые часто перерастают в домыслы и слухи самого невероятного размера. Да, иногда бредовые и нелогичные. Но напуганные люди теряют способность мыслить здраво. Любая информация, даже из официального источника подвергается сомнению, на рынок выплескивается огромное количество противоречивой информации — и репутация работодателя неизбежно меняется.

При этом «серыми кардиналами» этого процесса выступают те самые коллеги, которые наблюдали увольнения «с мясом и кровью». И даже если они пока остаются в компании, их доверие к работодателю подорвано. Часто после кризиса, как только вроде «все улеглось», начинается неожиданная вторая волна переходов и уходов. Так сотрудники, наблюдавшие «репрессии и казни» или почувствовавшие на себе внезапные сокращения зарплаты, перевод на неполный день, дурацкие штрафы или просто смену мотивации на нечто малопонятное, потихоньку ищут новую работу. Без особой лояльности к предавшему их (по их мнению) работодателю. И с донесением рынку труда своего мнения о сложившейся в компании ситуации.

Много лет назад одна известная компания в кризис просто переполовинила сотрудникам зарплату. Вот так, с понедельника и в одностороннем порядке. Непонятно было, это навсегда или временная мера. Самые отчаянные уволились. Кто пытался достучаться до руководства и спросить про ситуацию — были уволены. Остальные затаились. А через полгода, когда кризис поутих, компанию покинуло две трети персонала. Как рекрутер я общалась с некоторыми кандидатами из этой компании — люди были не просто злы и обижены на такое отношение, они готовы были рассказывать об этом «налево и направо».

При этом их обида не гаснет с годами — и работодателю стоит рассчитывать, например, на негативные комментарии на корпоративных страницах в соцсетях еще много лет спустя.


Подведем итог


Многие работодатели расстаются с сотрудниками, не осознавая возможности дальнейшего с ними взаимодействия. Или считая их предателями, не достойными сотрудничества. Тем самым они лишают себя возможности вернуться к общению с «ушельцами» и их повторному трудоустройству в компании.

При этом не стоит упускать из виду, что хорошие отношения с «бывшими» помогают наладить отношения и с «настоящими» сотрудниками — улучшив корпоративную культуру компании в целом. А еще привечание «ушельцев» приводит в компанию по их рекомендациям новых клиентов, партнеров и… кандидатов на интервью.

Конечно, если работодателю неинтересны такие потенциальные целевые аудитории, корректным увольнением и поддержанием отношений с alumni можно себе голову не забивать и время не тратить. Но тогда и жаловаться на дефицит кандидатов не стоит. 

Ищете работу или сотрудников?

В разделе «Вакансии» мы помогаем компаниям и кандидатам найти друг друга!

Вакансии

Читайте также

И кандидаты к вам потянутся: как правильно развивать бренд работодателя

5 порад перед звільненням: піти, не спаливши мости

8 признаков, что вам пора увольняться

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: