Увольнение — это почти всегда болезненный опыт, но без него в профессиональной жизни, к сожалению, не обойтись. Как уволиться с работы правильно и с минимальными эмоциональными потерями, рассказывает HR-консультант компании «Бизнес-конструктор» Катерина Билодуб, а также дает советы тем, кому приходится увольнять других.
Как уволиться с работы: 5 вопросов
На собеседовании я всегда спрашиваю кандидатов о причине смены работы. 7 соискателей из 10 озвучивают причины, на которые можно и нужно было влиять. А вот когда я уточняю, говорил ли соискатель об этом руководителю, увы, часто слышу в ответ: «Нет». Такое умалчивание проблем мешает развиваться и сотрудникам, и бизнесу.
Что говорить на собеседовании о причинах увольнения?
ЧитатьРано или поздно у каждого наемного сотрудника возникает потребность двигаться вперед. Но в первую очередь нужно убедиться, что в текущей компании нет никаких перспектив для вашего профессионального развития.
У нас в компании есть сотрудница, которая 4 раза за 5 лет работы меняла должность (не путать с карьерным ростом) — от фотографа прошла извилистый путь до менеджера по заботе о клиентах. Конечно, не каждый работодатель готов к таким внутренним перемещениям, да и масштабы компании могут ограничивать вас в маневрах. Но попытаться стоит — поговорите с эйчаром, узнайте об открытых вакансиях и планируемых расширениях, обсудите, где бы вы могли лучше применить свои навыки в компании.
Но если вы не находите на текущем месте того, что вдохновляет, и чувствуете, что обеспечить новые вызовы и мотивацию поможет только смена работы, значит, пришло время подумать об увольнении.
1. Как сказать руководителю?
Многие сомневаются, сообщать ли текущему работодателю о своих планах. Я за прозрачность отношений, в том числе и трудовых. Потенциальный работодатель может запросить рекомендательное письмо у текущего — и вы останетесь с испорченной репутацией.
Компетентный руководитель всегда поймет и примет ваше желание развиваться в другой компании, а если не поймет, значит, вы не зря уходите.
О том, почему вы уходите, я рекомендую сказать максимально искренне, но при этом соблюдая все принципы деловой этики. Форма подачи информации напрямую влияет на то, как эта информация будет воспринята.
Очень велик соблазн избежать подобного разговора и написать по электронной почте или в мессенджере. Но сообщать новость о своем уходе лучше всего при личной встрече. Чтобы разговор прошел максимально комфортно, продумайте структуру беседы заранее. Также будьте готовы к тому, что вам могут сделать контрпредложение, поэтому заранее подумайте, как вы будете на него реагировать.
2. Две недели: отрабатывать или нет?
Согласно нашему законодательству их отрабатывать нужно. Но возможны вариации. Иногда сотруднику требуется гораздо меньше времени, чтобы передать дела, а с руководителем можно договориться и на более короткий срок. В любом случае в этот период выполняйте свои задачи качественно и ответственно — помните о своей профессиональной репутации.
3. Сообщать ли коллегам?
Обсудите этот вопрос с руководителем. У каждой компании есть свои традиции или даже правила на этот счет. Руководитель может попросить вас сохранять эту информацию между вами вплоть до последнего рабочего дня. В таком случае постарайтесь с уважением отнестись к этой просьбе.
4. Как провести свой последний рабочий день?
Во многих компаниях сложилась традиция совместных посиделок в чей-либо последний рабочий день. Купите фрукты, сладости или закажите пиццу и организуйте сотрудников ближе к концу рабочего дня. Вы сможете вспомнить приятные моменты совместной работы, и это поможет уйти на максимально приятной ноте. Также можно написать небольшое прощальное сообщение в общий чат.
Увольняют или уменьшают зарплату из-за карантина? Что советуют юристы
Читать
5. Что такое exit interview?
Exit interview — это прощальное собеседование, которое практикуют во многих компаниях. Оно нужно в первую очередь для того, чтобы у обеих сторон остались максимально позитивные воспоминания о сотрудничестве. Также некоторые компании с его помощью анализируют причины увольнения сотрудников, чтобы оперативно влиять на текучку и грамотно работать с персоналом.
На этом собеседовании нужно быть максимально честным, особенно если при беседе с руководителем вы сглаживали углы. Эйчар для того и нужен, чтобы минимизировать в дальнейшем увольнения сотрудников, а это возможно, в частности, благодаря откровенной обратной связи от тех, кто увольняется.
То, как вы уйдете из компании, напрямую влияет на вашу репутацию как профессионала.Поэтому сделайте все, что в ваших силах, чтобы ваш уход был максимально корректным для руководителя, коллег и компании в целом.
Как правильно уволить сотрудника: 5 советов
За период своей практики я не встречала руководителей и HR-ов, которым бы нравился процесс увольнения подчиненных. Увы, избежать его невозможно, но в ваших силах сделать его максимально комфортным для всех.
В первую очередь убедитесь, что сделали все, что от вас зависело, чтобы сохранить трудовые отношения.
В моем опыте были ситуации, когда под конец испытательного срока руководитель принимал решение прощаться с новичком. Причины банальные — делает не то, не так, не с теми. При этом после моего вопроса: «А как этот сотрудник воспринимал вашу обратную связь?» чаще всего выяснялось, что руководитель вообще об этом не говорил: «Это же очевидные вещи!». Нет, не очевидные. Успешный менеджмент базируется на том, что нужно всегда своевременно и в полном объеме давать качественную обратную связь подчиненным. Только в этом случае вы будете получать тот результат, который ожидаете.
И только если вы уверены, что сделали все возможное, а позитивного результата нет — принимайте решение об увольнении.
1. Помните о хорошем
Чтобы разговор прошел мягче, вспомните заслуги подчиненного — ведь у каждого человека есть достоинства, которые можно отметить. Принцип обратной связи состоит в том, чтобы в первую очередь сказать о позитивном, а уже потом перейти к тому, что хотите изменить.
2. Увольняя сотрудника, вы делаете благо
Звучит странно, но это факт. Если сотрудник больше не приносит пользу компании, это лишает его профессионального развития и роста, а сама команда работает менее эффективно. В процессе диалога можно дать рекомендации по профессиональному развитию для подчиненного, чтобы он понимал, как ему лучше дальше развиваться.
3. Дайте положительную рекомендацию
Если ваши пути расходятся по независящим от профессионализма сотрудника причинам — напишите подчиненному положительную рекомендацию. Сейчас многие работодатели запрашивают рекомендационное письмо с предыдущих мест работы. Если есть такая возможность, можно предложить кандидатуру подчиненного своим партнерам или клиентам.
4. Сообщите коллективу об изменениях в составе
Я рекомендую лично говорить о том, что компания прощается с одним из сотрудников, к примеру на планерке. Лучше всего это делать максимально близко к последнему дню работы человека. Озвучьте причину увольнения сотрудника деликатно, но при этом информативно. Если оставшиеся сотрудники не получат какой-то информации — они ее додумают, это факт.
5. Попросите эйчара провести exit interview
Это позволит выговориться сотруднику, ведь наверняка остались вещи, которые он не смог сказать в лицо вам, но сможет сказать эйчару. Это в ваших интересах и в интересах компании. Уволенный сотрудник с меньшей долей вероятности станет сеять негатив о компании, если ему дадут возможность поговорить тет-а-тет и быть услышанным.
Всегда держите в фокусе интересы команды, ведь, увольняя неэффективного сотрудника, вы помогаете развитию компании, а это в перспективе даст новые рабочие места. И как бы банально это не звучало: перемены всегда к лучшему.
Ищите новую работу или новых сотрудников?
Мы помогаем крутым кандидатам встретиться с крутыми компаниями!
Читайте также
Дважды в один офис: стоит ли возвращаться на старую работу
Перерыв в карьере: как объяснить его в резюме и на собеседовании
Как описать в резюме частую смену работы или ее длительное отсутствие?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.