Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Инструменты профессии: с чем работает проектный менеджер в IT

15.02.22 Карьера Увійти в ІТ 8 min reading

Продолжаем расспрашивать специалистов разных профессий о том, какие инструменты они используют в работе и как планируют свою нагрузку. С чем работает проектный менеджер в ІТ, рассказывает Валентина Ляшенко — Project Manager в NIX.

Валентина Ляшенко
Валентина Ляшенко

За 8 лет в IT я успела попробовать себя в разных ролях и доменах: от обучающих платформ и e-commerce до проектов в области healthcare. Сегодня в мои обязанности проектного менеджера входит коммуникация с клиентом и командой разработки, сбор требований к продукту, планирование проектов и их мониторинг.

Спектр задач проектного менеджера может быть разнообразным. Все зависит от специфики проекта, заказчика и размера его компании, ретроградного Меркурия и массы других факторов. Соответственно, разными будут и инструменты, которыми специалист пользуется ежедневно. Среди них однозначно можно выделить must have — то, что помогает быстрее и эффективнее справляться с огромным количеством обязанностей. 


Инструменты для письменного общения


Утро менеджера обычно начинается с проверки почты и сообщений в мессенджерах. 


Почта

С почтой все просто — чаще всего выбор почтовых сервисов продиктован заказчиком или IT-командой. Мой личный фаворит — Gmail.

Из плюсов:

  • очень удобный интерфейс, и по своим возможностям он значительно опережает конкурентов (тот же MS Outlook);
  • можно упорядочивать и группировать письма по папкам;
  • безопасность у Google всегда была и остается на высоте;
  • удобное приложение для Android и iOS.

Из минусов:

  • ограничение в объеме памяти для хранения писем — 15 Гб, которые приходится делить с Google-диском.


Мессенджеры

Здесь не обойтись без Slack, который уже практически стал стандартом для корпоративного использования. В нем легко и удобно создавать группы, каналы, осуществлять звонки без использования сторонних сервисов, напоминать участникам о митингах и создавать опросы.

Из плюсов: 

  • удобный и простой интерфейс — не нужны специальные знания и хороший английский, чтобы во всем разобраться;
  • есть масса полезных интеграций с такими сервисами, как Github, продуктами Atlassian, Gmail и другими;
  • в Slack предусмотрено большое количество ботов, которые могут помочь автоматизировать некоторые рутинные процессы — например, Nikabot может узнавать текущий статус разработчиков и автоматически создавать отчеты на основе их репортов.

Из минусов:

  • в бесплатной версии Slack есть некоторые ограничения, в частности поиск по последним 10 000 сообщениям, 10 интеграций и 5 Гб серверного места на команду.

В последнее время для быстрого обмена информацией в рамках одной группы разработчиков и IT-команды в целом все активнее используется Telegram.

Из плюсов:

  • различные способы защитить свой аккаунт — поставить пароль на открытие переписок, установить таймер на удаление переписки;
  • есть супергруппы до 5 000 человек, боты и другие полезности для модерации общения;
  • передача файлов любого формата — RAR-архивы, таблицы в Excel, инструкции в PDF, MP3 и видео (ограничение по размеру файлов — до 1,5 Гб);
  • синхронизация с устройствами — Telegram работает на iPhone, Android, Windows Phone, есть удобные десктопная и мобильная версии приложения, плюс можно заходить сразу с нескольких устройств, а количество одновременных сессий не ограничено;
  • моментальная доставка сообщений и файлов без глюков и зависаний. 

Из минусов:

  • не удаляются предыдущие аватарки;
  • чтобы иметь два отдельных аккаунта (личный и рабочий), нужно зарегистрировать их по отдельности с разных телефонных номеров.


Инструменты для видеосвязи

В IT-сфере особенно актуальна видеосвязь. Даже до пандемии COVID-19 и массового перехода на удаленную работу коммуникацию распределенных команд из разных стран обеспечивали программы с поддержкой видеозвонков. Зачастую наши заказчики находятся далеко, у нас разный менталитет, есть языковой и культурный барьеры. Видеосвязь позволяет установить контакт и показать, что за аватарками — высококвалифицированные и грамотные специалисты.

Чаще всего для видеозвонков я использую Zoom и Webex. Думаю, с Zoom так или иначе знакомы все, поэтому давайте поговорим про Webex.

Из плюсов:

  • есть виртуальный ассистент, который поможет настроить звук, добавить заметку, включить запись и т.п.;
  • наличие других полезных функций — интеллектуальное шумоподавление, преобразование речи в текст, автотитры, интеграция со Slack, календарями и даже перевод на 10 языков в режиме реального времени.

Из минусов:

  • корпоративные версии платные, но есть и бесплатная, которую можно использовать для кратковременных встреч.

Все о Zoom: как начать видеоразговор и не стать потом звездой интернета

Читать


Инструменты для постановки и мониторинга задач


Когда проверка почты и чатов в мессенджерах окончена, самое время обсудить задачи с командой. За свою практику я работала с разными таск-трекерами (Asana, Trello, Click up), но больше всего мне нравится Jira

Из плюсов:

  • возможность вести Agile-проекты, используя Scrum и Kanban;
  • наличие десктопной версии и мобильных приложений для iOS и Android; 
  • интеграция с огромным количеством сервисов — Gitlab, Slack, Trello, MS teams, Gmail;
  • удобный поиск и возможность кастомизации;
  • моя любовь — панели задач (dashboards), с помощью которых можно конфигурировать и выводить информацию по одному или нескольким проектам, отслеживать прогресс и основные вехи проекта.

Из минусов:

  • высокий порог вхождения — нужно потратить некоторое время и прочесть не одну страницу документации, чтоб научиться эффективно использовать все возможности этого таск-трекера;
  • это платный инструмент, тарифы зависят от размера команд — например, компании из 100 человек Jira обойдется в $750 за месяц ($7,5 за одного пользователя). 


Инструменты для работы с проектной документацией 


Эта тема заслуживает отдельной статьи, но я постараюсь описать самое главное. Документацию нужно где-то создавать, хранить и каким-то образом делиться ею с заказчиком и командой. Здесь на помощь приходят Confluence, Google Drive и Box. Эти сервисы достаточно известны, так что не стану подробно их описывать.

Проектным менеджерам часто необходимо дополнять документацию схемами, диаграммами и мокапами. Тогда в ход идут такие сервисы, как Lucidchart, Gliffy, Draw.io. Мне больше всего импонирует последний — Draw.io.

Из плюсов:

  • хороший набор инструментов и функций для создания организационных диаграмм, блок-схем (флоучартов), сетевых диаграмм, UML;
  • сохранить проект можно в форматах JPG, PNG, SVG, PDF, HTML, XML;
  • возможность интеграции с Google-документами, Dropbox, OneDrive, JIRA, Confluence, Chrome и GitHub (дополнения для Confluence и JIRA Cloud платные);
  • инструмент полностью бесплатный и работает на любом устройстве.

Из минусов:

  • особых минусов не заметила 🙂

Также, пожалуй, стоит упомянуть инструменты для планирования и аналитики проектов. Помимо MS project и той же Jira с ее разнообразными виджетами для репортов и возможностью создавать road maps (визуализации целей, последовательности задач и результатов проекта — прим. ред.), я бы советовала обратить внимание на GanttPRO

Из плюсов:

  • очень простой и удобный интерфейс;
  • разнообразные интеграции, в том числе с популярными Slack и Jira;
  • возможность создавать публичные ссылки (статичные и динамичные), чтобы делиться ими с клиентами, не добавляя новых пользователей в проект.

Из минусов:

  • нет мобильной версии.


Инструменты для личной продуктивности


Пока задачи команды надежно хранятся в таск-трекере, важно не потерять и не забыть о собственных. Огромное количество ежедневных крупных или мелких дел даже самого уверенного в своей памяти менеджера заставит завести собственную доску в Trello, список в Todolist, Notion или Remember the milk. Расскажу о Remember the milk.

Из плюсов:

  • списки задач отображаются в виде вкладок, можно добавлять новые списки, причем не только обычные, но и динамические;
  • очень легко фильтровать списки и кастомизировать задачи — например, менять время их выполнения, периодичность, продолжительность, местоположение (выбрав точку на Google Maps), добавлять URL и различные теги;
  • списками можно делиться с другими пользователями и экспортировать в популярные календарные приложения, включая iCal и Google Calendar;
  • напоминание о задачах приходят на почту, что особенно удобно для повторяемых или отложенных тасков;
  • очень легко добавлять задачи в список, отправив письмо на уникальный для каждого пользователя почтовый адрес.

Из минусов:

  • ограничения в бесплатной версии — например, нет возможности прикреплять файлы к задаче;
  • в iOS-версии задача, созданная в одном часовом поясе, при переезде в другой меняет время выполнения.


Что еще полезного?


В качестве небольшого бонуса добавлю список инструментов и сервисов, которые выручают меня время от времени.

Loom — приложение записывает со звуком видео с экрана и/или веб-камеры, которое потом можно отправить по почте или поделиться ссылкой. 

Сanva — отличный сервис для создания презентаций, информационных буклетов, различной инфографики и многого другого. Радует большое количество шаблонов и современный дизайн.

Mural — это визуальное рабочее пространство для совместной коммуникации команд. Удобная вещь, когда нужно всем вместе брейнстормить и быстро визуализировать результаты. В нашей команде мы используем Mural во время сессий по подготовке бэклога продукта (груминг-сессий) для декомпозирования сложных задач, идентификации зависимостей, для проведения ретроспектив по проекту, а также для визуализации прогресса и причин, по которым, задачи не могут  быть взяты в работу, на совместных для нескольких команд Scrum-митингах.

Read Aloud — расширение для браузера, которое превращает текстовый файл в аудио. Может пригодиться, если надо быстро ознакомиться с документом не читая его — например, на ходу или когда вы за рулем.


Полезные ресурсы для РМ в IT


Ну и напоследок — несколько интересных и полезных ресурсов, которые рекомендую посмотреть и почитать на досуге.

Ищете работу?

У нас на сайте много вакансий для проектных и продуктовых менеджеров 👉

Вакансии

Еще больше полезных инструментов

С чем работает SMM-менеджер в агентстве

С чем работает технический рекрутер

Как онлайн-сервисы могут упростить удаленную работу

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: