Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Поражение или победа? Две истории о возвращении из бизнеса в найм

22.07.21 Истории 9 min reading

Уверены, что вы знаете десятки людей, которым удалось успешно основать свой бизнес-проект, оставив должность в компании. Но вряд ли вспомните много историй о том, как кто-то вернулся из бизнеса в найм и был доволен своим решением. Мы нашли двух таких героев, они поделились своим опытом и рассказали, почему закрытие своего проекта и возвращение к роли наемного работника — это не о шаге назад, а о новых карьерных перспективах.

Евгений Бровчук
сейчас — СЕО в ІТ-проекте,
раньше — основатель и CEO Timeat


Начало карьеры и собственный стартап


Мой карьерный путь был довольно насыщенным. На определенном этапе я искал себя и за 4 года сменил несколько компаний и позиций (все в сфере маркетинга). Однако везде что-то было «неидеально», на мой взгляд. Однажды юношеский максимализм победил и я решил попробовать основать свою компанию с нуля, чтобы избежать ошибок, которые видел на предыдущих местах работы.

Так в январе 2018 года появился один из моих первых серьезных проектов — стартап Timeat. Это был сервис в формате приложения, в котором пользователь мог забронировать в кафе или ресторане столик на определенное количество людей и блюда, напитки из меню. В указанное время он приходил, получал готовый заказ и мог спокойно поесть в любимом заведении без очередей и ожидания, даже в пиковые часы. 

Сначала в работе Timeat все было замечательно. Команда быстро выросла до 14 человек, удалось привлечь инвестиции извне и на пике работать в четырех городах Украины — Киеве, Львове, Харькове, Одессе.

Команда стартапа Timeat

Первые трудности начались с введением локдауна в марте 2020 года. Мы готовились к очередному раунду привлечения инвестиций от фонда. Договорились, что получим их, если достигнем определенных KPI по нашим продуктовым гипотезам. Но этих метрик достичь не удалось, в частности в связи с карантином. Соответственно, привлечь инвестиции — тоже. В итоге мы решили, что лучшим решением будет закрыться. Это произошло в январе 2021 года.

Я всегда был открытым с командой, а в кризисные периоды особенно, поэтому когда дела пошли откровенно плохо, честно все объяснил и был вынужден сократить персонал. А через несколько месяцев предупредил, что с вероятностью 90% будем закрываться, и активно помогал каждому подготовить резюме, найти работу. И на момент закрытия Timeat практически все были трудоустроены, а кто-то ушел в желанный для себя отпуск. 

Мое окружение восприняло новость спокойно, потому что, например, родители сами были предпринимателями и понимали, что в бизнесе такой риск есть всегда. Конечно, некоторое время я психологически чувствовал себя не очень, но постепенно в процессе подготовки к закрытию смирился с тем, что происходит, и в нужный момент все принял нормально.


Жизнь после закрытия бизнеса и возвращение в найм


После закрытия Timeat решил уйти в отпуск и уехал в Одессу. Думал провести в таком режиме хотя бы три месяца, но на самом деле для восстановления мне понадобилось меньше времени.

Где-то через 1,5 месяца мне позвонили знакомые, поделились идеей нового проекта и сказали, что потенциально я подхожу на одну позицию. Я загорелся, потому что это операционный офлайн-бизнес, где сочетаются IТ-направление и недвижимость (необходимо оптимизировать процессы и задачи с помощью информационных технологий), а я давно хотел попробовать себя в подобном проекте. 

Так я вернулся в найм, до сих пор работаю в этой компании и на этой позиции. Однако следует понимать, что СЕО — это такой «внутренний предприниматель». Он не учредитель или владелец бизнеса, однако является главным в команде, влияет на большое количество важных решений, отвечает за развитие и жизнеспособность бизнеса.

Также хочу отметить, что на мое решение повлияло то, что основатель и владелец проекта — прекрасный человек, с которым мне комфортно работать, у нас схожие ценности и видение того, как наш бизнес может влиять на развитие города. Поэтому я рад, что так получилось.

Откровенно говоря, после отпуска планировал или создать новый стартап, или работать в найме на позиции продакт-менеджера. Даже не ожидал, что все так повернется.

Евгений Бровчук, из бизнеса в найм
Евгений Бровчук в роли CEO


Почему найм после предпринимательства — это нормально?


Для меня в работе важна возможность создавать ценности, развиваться как профессионал. И мне все равно, буду я это делать как наемный СЕО, маркетинг-директор или как основатель, владелец бизнеса. Деньги меня мало мотивируют, как и названия позиций, — мне важна суть задач. И если мне предлагают интересную работу, которая соответствует моим потребностям, то почему нет?

В общем преимущества найма перед предпринимательством (в моем случае, развитием своего стартапа) вижу такие:

  1. У тебя всегда есть с кем посоветоваться, прежде чем принять решение. Позиция СЕО достаточно важная в компании, однако выше тебя всегда есть владелец, с которым надо согласовывать действия, буквально продавать свои идеи, показывать, почему они стоят реализации. Часто это человек с большим опытом, чем у тебя, который учит оценивать ситуации сквозь призму различных факторов, развивать критическое мышление. Когда я основал Timeat, то был solo-founder, то есть единственным акционером, и все важные решения принимал самостоятельно, иногда это давалось с трудом.
  2. Меньше внутренних конфликтов и четкое распределение задач, зон ответственности. Когда ты соло-фаундер, то постоянно находишься во внутреннем конфликте, потому что объединяешь позиции СЕО и CFO (финансовый директор). Это означает, что с одной стороны, ищешь возможности для роста бизнеса, а с другой — сам себя ограничиваешь, чтобы не выйти за рамки бюджета. Иногда такое состояние тормозит мышление, блокирует генерацию идей. А вот когда ты наемный руководитель, ты только СЕО, а роль CFO часто выполняет владелец или кто-то из его представителей. Такое распределение ролей в контексте «Что нужно сделать для роста» vs «Какие у нас бюджеты» помогает лучше выполнять свою работу по развитию бизнеса.
  3. Это позволяет расширить круг общения и найти людей с более крутым опытом, чем у тебя. Иногда захантить их в свою команду, как это было у меня на текущей позиции.

Конечно, я не исключаю, что вернусь в предпринимательство, даже уверен в этом. Но на данном жизненном этапе хочу развиваться как СЕО. Это что-то новое, интересное и такой опыт точно будет полезным.

Как начать свой бизнес: первые шаги и типичные ошибки

Читать
Олександр Маградзе; Александр Маградзе

Александр Маградзе
сейчас — UX/UI дизайнер,
раньше — владелец Fillmore Coffee


Работа в ресторанном бизнесе и открытие своего проекта


Около 10 лет своего профессионального развития я отдал ресторанному бизнесу. Сначала искал подработку на время обучения в академии, устроился официантом. А потом влюбился в кофейную культуру, начал работать бариста. 

Я любил эту работу, потому что нравилось общаться с людьми, находить общий язык с абсолютно разными персонажами, решать конфликтные ситуации. Параллельно в определенный момент захотел попробовать свои силы в предпринимательстве — открыть свою кофейню на колесах, чтобы знакомить жителей Киева с культурой уличного кофе. За рубежом этот формат уже был популярен, а в Украине в то время только начал развивался.

В 2015-м я предложил идею о кофейном бусе папе, он меня поддержал — приобрел старый Volkswagen, отреставрировал его и превратил в Fillmore Coffee. В дальнейшем отец помогал с техническим обслуживанием машины, но все остальные зоны ответственности были на мне. Так я стал и СЕО, и бариста в собственном кофейном проекте, параллельно работая в другом заведении, где тоже варил кофе.

Я пробовал разные форматы работы Fillmore Coffee. Самым удачным оказался тот, когда мы работали как выездная мобильная кофейня на фестивалях, концертах, частных ивентах, корпоративах (однажды варил кофе для Banda). Часто ездили «на работу» с семьей, поэтому удавалось и зарабатывать, и классно проводить время вместе. 

В общем я совмещал работу в кафе и Fillmore Coffee где-то до 2019 года, а потом заинтересовался графическим и веб-дизайном. Пошел на соответствующие курсы и параллельно начал развиваться в новой сфере.


Решение о закрытии проекта


В общем мне нравилось то, чем я занимался, хотя это было нестабильно — бизнес и доходы зависели от количества фестивалей и договоренностей с организаторами. В определенный момент я почувствовал, что устал от работы в ресторанной сфере и огромного потока коммуникации, которая не всегда была приятной.

Я был на стадии профессионального выгорания, когда с одной стороны понимал, как дальше развивать проект, а с другой — не было сил на реализацию идей.

Плюс в тот момент в Украине ввели первый локдаун (март 2020 года), начали отменять или переносить различные мероприятия. Поэтому решение закрыть проект было хоть и непростым, но логичным. Однако бус не стоит без дела — сдаю его в аренду как реквизит для фотосессий, фотозон, съемок в сериалах, рекламе (например, недавно он «позировал» в рекламе для Vans).


Первая работа в новой сфере


Напомню, что параллельно я развивался в дизайне. И на момент закрытия кофейного проекта уже завершил обучение на курсах и даже получил первые фриланс-заказы на дизайн баннеров. 

В итоге решил попробовать развиваться в этой сфере, потому что она больше соответствовала моим творческим интересам и требовала минимум общения с другими людьми — то, что мне было нужно для восстановления.

Я отозвался на вакансию стажера дизайнера в Happy Monday и прошел отбор. Сейчас я работаю UX/UI дизайнером и Webflow разработчиком в IT-компании и учусь на продуктового дизайнера. Не могу утверждать, что полностью отказался от идеи стать предпринимателем или вернуться к Fillmore Coffee. Жизненный опыт показывает, что может произойти что угодно и к этому надо быть готовым. Однако именно сейчас нацелен на развитие себя как дизайнера, вижу в этом много перспектив.

Александр пока не прощается с бусом и идеей кофейни


Почему найм после предпринимательства — это нормально?


Я почти всегда работал на кого-то, и меня это никогда не пугало. Если компания дает возможности для развития себя как специалиста и личности, мне этого достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. 

Для себя вижу следующие преимущества:

  1. Это стабильнее и, соответственно, психологически легче. И я не только о финансовой, но и о психологической стороне вопроса. Когда тебе не надо 24/7 думать, как генерировать доход, а можно с головой окунуться в конкретно свою зону ответственности. В таком состоянии легче выделить ресурсы, чтобы подумать над дальнейшим развитием глобально, стратегически. Но здесь важно не начать деградировать (а это сделать очень легко).
  2. Проще построить вектор развития. В найме нет необходимости и потребности параллельно осваивать пять разных профессий, как это бывает на старте предпринимательства. Можно все делать постепенно. Например, я продолжаю развиваться в дизайне и имею возможность сосредоточиться на изучении нюансов этой профессии.
  3. Бывает проще спланировать свой график и рутину. Ты четко знаешь, когда у тебя работа и сколько времени вне ее на свои дела. В предпринимательстве этот предел часто размывается, нарушается work-life баланс.


Как быть после закрытия своего дела: советы экс-предпринимателей


Если вы сейчас на этапе закрытия своего бизнеса, стартапа или понимаете, что это произойдет в ближайшее время, то вот несколько советов от Евгения и Александра, как к этому отнестись, чтобы внутренне себя не съесть.

  1. Будьте честным перед собой, когда видите, что дела идут не очень или вы откровенно устали от своего проекта. В такой момент лучше отключать эмоции, включать благоразумие и с холодной головой оценивать ситуацию. Решение прекратить предпринимательскую деятельность часто бывает более выигрышным, чем желание продолжать ею заниматься. 
  2. По возможности дайте себе время отдохнуть, прежде чем куда-то трудоустраиваться. Для этого заблаговременно позаботьтесь о финансовой подушке безопасности на несколько месяцев. В этот период, кроме ничегонеделания, важно подумать глобально, чем планируете заниматься, выбрать вектор развития, пройти обучение. 
  3. Не ругайте себя за то, что произошло и не воспринимайте этот опыт как негативный. Опыт не бывает плохим, он бывает поучительным и ценным. И точно понадобится в нужный момент. Например, подавая заявки на европейские или американские акселераторы, основатели стартапов отвечают на вопрос: «Закрывали вы стартап раньше?». И ответ «да» значительно повышает их рейтинг. 
  4. Не бойтесь вернуться в найм. Это классная возможность переключиться, попробовать свои силы в новой сфере, прокачать нетворкинг, критическое мышление. Теперь вы лучше сможете оценить преимущества такого формата деятельности и видеть возможности там, где раньше не замечали.

Есть такая древняя индейская пословица: «Если лошадь сдохла — слезь с нее». Она, в частности, и о том, что не страшно и не стыдно вернуться в найм — гораздо хуже быть не искренним с самим собой и продолжать заниматься делом, которое больше не имеет перспектив или не приносит удовольствия.

Ищете работу?

Ищите у нас среди предложений от лучших украинских и международных компаний.

Вакансии

Читайте также

Почему я бросила крутую работу в Киеве и переехала в маленький город

«Я скучаю по офису». Это люди, которым некомфортно работать дома

Люди, которые работают личными помощниками и кайфуют от этого

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: