Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как планировать карьеру в эпоху перемен: 5 шагов

31.05.21 Карьера 8 min reading

Ежедневно профессии и целые отрасли оказываются на грани исчезновения. Но это не повод отказываться от профессионального развития и планирования карьеры. Просто в условиях молниеносных изменений стоит пересмотреть подходы. Как именно — советует Татьяна Волошина, карьерная консультантка, HR Business Partner технологического холдинга TECHIIA.


Даже без мировых потрясений гладкая карьерная дорога может внезапно завести в темную чащу. А мы живем в период, когда революции, войны, экономические и медицинские кризисы происходят одновременно. Разве что сейчас они приправлены цифровизацией.

Но это не значит, что нужно отказаться от любых планов, в частности карьерных, и плыть по течению. В условиях перемен можно успешно планировать свое профессиональное развитие. И вот 5 шагов, как это сделать.


1. Раздвигаем рамки


Прежде всего задайте себе главный вопрос: что именно я вкладываю в понятие «строить карьеру»?

К сожалению, общество до сих пор считает, что карьера — это исключительно выход в руководство. Но это очередной миф создателей «успешного успеха». На самом деле специалист узкой ниши может зарабатывать столько же, сколько и его руководитель, и даже больше. Так же широкопрофильный специалист может быть не менее влиятельным, чем его директор.

Возьмем, например, профессию HR. Она состоит из огромного количества подпрофессий, то есть специалистов, которые занимаются вопросами:

  • компенсаций и льгот;
  • оценки;
  • адаптации;
  • обучения;
  • корпоративных коммуникаций;
  • бренда работодателя;
  • ивентов и т.п.

Специалист может сузить компетенцию только до оценки персонала — и будет супер-востребованным у крупных компаний. Там ищут человека, который обладает различными инструментами оценки, понимает, когда какой применять, придумывает методики под различные отделы и отрасли.

Другой полюс — HR Generalist. Такой человек знает понемногу из каждого направления и может добирать необходимую экспертизу в зависимости от задачи. Он — лакомый кусочек для многих компаний, особенно растущих. Например, я вышла на HRBP (HR Business Partner. — Ред.) как раз благодаря широкой экспертизе в огромном количестве проектов.

Подобные эксперты могут иметь влияние на уровне HR Director и зарабатывать не меньше. Хотя по иерархии находятся ниже.

Если вы переходите в менеджмент по необходимости, а не желанию, то можете обжечься. У нас в TECHIIA был пример, когда дизайнера перевели на позицию лида, но все быстро поняли, что постоянная коммуникация и другие менеджерские задачи его почти не драйвят. Он откатился на предыдущую должность и нашел новые пути увеличения ценности и зарплаты.

Круто, когда хватает духу сделать шаг назад, чтобы приблизиться к себе. Это совсем не стыдно, и важно, чтобы компания шла навстречу. Для нее пользы будет только больше.

На всякий случай: я не говорю, что в руководители стремиться не надо. Я говорю, что карьера — это профессиональная самореализация человека во всех ее вариантах. Вы можете расти вертикально, перемещаться на другую позицию горизонтально, расширять собственный функционал или влияние. И все это будет о карьере.


2. Выбираем подход


Есть два основных подхода в планировании карьеры.

Первый — жесткий.

«Я знаю, куда хочу, и прокладываю тропу конкретно туда. Например, хочу быть руководителем своего отдела и прокачиваю под это определенные навыки. Как бы ни было, я буду реализовывать эту цель здесь или в другом месте».

На карьерной консультации у меня была клиентка, которая хотела работать сугубо в сфере интеллектуального права. Опыт был маленьким, а желание — огромным. Настолько, что она без остановки и по всем каналам стучала во все компании. В конце концов ее все-таки взяли в одну из лучших юридических фирм Украины — не устояли перед ее энергией.

Или кейс не из карьеры. Одна моя подруга как-то решила жить в Португалии. Несмотря на мои предостережения, что нужно тщательно подготовиться, что это займет год-два, уже через неделю она взяла рюкзак, 400 долларов и уехала. Нашла жилье, работу. Уже более года там.

Есть люди, которые мыслят и действуют только так. Они намеренно загоняют себя в трудности и героически с ними борются. Четкая цель без сантиметра влево-вправо — их главная мотивация.

Уважаю такой подход. Правда, он больше подходит людям, от которых не сильно зависят близкие. Потому что жесткая привязка к чему-то одному и эксперименты — это риск. Особенно сейчас, когда завтра компания может включить оптимизацию, а профессия и целая отрасль могут умереть из-за кризиса.

И здесь вступает в силу второй подход — гибкий.

«Я бы хотел получить новую должность. Я работаю в организации, которая мне нравится, и ищу ее потребности, которые могу закрыть». 

Такой метод планирования карьеры больше подходит людям, которые любят свою компанию и не сильно привязываются к конкретной цели. Важно, что вы не пытаетесь закрыть все проблемы компании, а ищете совпадение собственных желаний и его потребностей. Если match случился, организация это замечает и начинает вас продвигать.

У гибкого метода есть положительный побочный эффект. Ища совпадение, вы УЖЕ развиваетесь и нарабатываете новые навыки в безопасных условиях. Если завтра что-то произойдет, багаж умений останется при вас. Это основной принцип современного построения карьеры.


3. Подсвечиваем цель


Следующий вопрос: «Что и сколько мне на самом деле нужно?»

Когда мы опираемся на внешние установки, то переоцениваем свои нужды. Из-за этого весь смысл карьеры может полететь к черту.

Свежий пример. Ко мне на консультацию пришел руководитель крупного департамента успешного стабильного бизнеса. Процессы отлажены, коллектив классный. Но он устал и ищет «работу, которая должна приносить удовольствие». Хочет освободиться и устроиться проджект-менеджером в креативное агентство.

Мы выяснили, что на самом деле клиент нуждается в том, чтобы… видеть результаты своей работы и быть ближе к чему-то хорошему. На текущей работе были одни цифры и таблички. Но он видел только оболочку. Работа проджекта — это большое количество задач в условиях неопределенности, непростая коммуникация с креативниками и заказчиками и космические темпы работы.

В конце концов клиент честно признался себе, что хотел чувства прекрасного, но не таким образом. Он вышел на то, что стоит завести хобби, связанное с творчеством: заниматься рисованием, организовывать выставки и тому подобное.

Знаю, например, HR-специалистку, которая любила свою работу, но бросила профессию и стала бизнес-тренером. Только тогда она осознала, что на самом деле ей хотелось публичности и признания. А этого можно было достичь и менее радикальными методами.

Чтобы посмотреть вглубь потребности, попробуйте упражнение «5 зачем», раз за разом задавая себе этот вопрос. Хочу быть руководителем — зачем? Хочу внимания людей — зачем? При условии честности можно прийти, например, к странному ответу «хочу, чтобы меня любили!». Как вы понимаете, в должности руководителя такого человека будут ждать сюрпризы, не всегда приятные.

Важно не путать форму с содержанием. Когда нам говорят, что работа должна приносить удовольствие, то часто забывают, что она приносит НЕ ТОЛЬКО удовольствие. К тому же реализовать себя можно по-разному, профессия — лишь один из множества способов.


4. Исследуем зону ближайшего развития


В карьерном развитии я выделяю четыре основных направления:

  1. Руководящая должность.
  2. Расширение функционала.
  3. Переход на другую должность.
  4. Полная смена профессии.

Есть условный пятый способ — потребность, которую можно закрыть прямо здесь: признание, влияние, благодарность. И есть дорога «в соседний лес» — свой бизнес. Но это отдельная большая тема.

Когда вы более-менее конкретно определили для себя направление, рекомендую прежде всего присмотреться к текущему месту работы. Возможно, именно здесь есть и ваша желаемая позиция?

Присмотритесь к коллегам

В каждой компании есть писаные и неписаные истории успеха. Часто ценность представляют именно вторые, которых не встретишь в карьерных матрицах от эйчаров.

Есть компании, где любят, когда человек прямой и резкий, а есть коллективы, где принято шлифовать острые углы. В одних компаниях всеми заправляет главбух. В других финальное слово за эйчаром.

Поинтересуйтесь, как кого повышали? Кто старожилы и почему их ценят? Почему люди шли из компании? По каким неформальным правилам работает коллектив?

Ответы — ваши ориентиры для будущих действий.

Встретьтесь с руководителем или эйчаром

Попросите их рассказать о возможности выйти на новый уровень в компании. Как вариант, они могут провести вам маленькое ориентационное собеседование, чтобы понять, где вы будете полезными и что может понравиться вам.

Эта штука может уберечь вас от лишних действий. Например, недавно ко мне пришел один из сотрудников холдинга и сказал, что хочет значительно вырасти в должности. Для этого запланировал пройти ряд курсов и получить международные сертификаты.

После расспросов коллега понял, что сертификаты дадут ему внутреннюю опору, но для компании не будут поводом для резкого повышения. А вот что могло бы принести пользу, так это работа с коучем и поиск общей выгоды.

Ищите совместную выгоду с компанией

Это актуально и тогда, когда вы уже работаете в компании, и когда только ищете работу. Скажем, вы хотите устроиться веб-дизайнером. Можно проанализировать сайт целевой компании и написать им письмо о том, как можно было бы улучшить отдельные элементы. Например, моя знакомая, которая работает над брендом работодателя, разбирает позиционирование желаемой компании и заранее отправляет туда несколько своих рекомендаций.

Суть в том, чтобы дать кусочек ценности наперед. Для действующих сотрудников компании это также мой любимый вариант. Если у вас есть вдохновение, попросите о дополнительных задачах, которые сможете выполнять в свободное время. Или предложите заняться тем, до чего ни у кого в компании не доходят руки.

Это наименее рискованный путь и для компании, и для вас. Если у вас не получится или вам не понравится, никто не обидится. Формально это не ваши обязанности — вы просто проявляете инициативу и экспериментируете. Но если справитесь, то скорее всего станете первым кандидатом на новую должность.

Не ждите, что вас поведут за ручку — предлагайте и берите ответственность. Тогда не придется ни на кого обижаться, что вам предоставили плохие варианты.


5. Определяем разрыв и методы его преодоления


Если же ваши планы не связаны с текущим местом работы, следует определить разрыв между тем, что у вас уже есть, и тем, что нужно на новой должности. Для этого есть три инструмента.

1. Самооценка

Исследуйте релевантные вакансии. Чтобы систематизировать анализ, рекомендую все требования из них записывать в такую ​​табличку:

Что я знаю / умеюЧто я не знаю / не умеюКак я наработаю то, чего не знаю


Требования, которые встречаются часто, отмечайте звездочками или ранжируйте другим способом. С такой табличкой вы как минимум подготовитесь к собеседованиям. Даже если вас спросят, делали ли вы то-то, вы сможете ответить, что не делали, но знаете, как и где можно этому научиться.

2. Менторство

Найдите крутого специалиста, которым вы восхищаетесь. Это может быть руководитель направления в вашей компании или другой профессионал. Попросите его пообщаться с вами и помочь вам составить индивидуальный план развития.

Многие мои клиенты получают мощный побочный эффект: в процессе поиска ментора они нарабатывают полезные навыки. Например, умение просить о помощи, обращаться к незнакомым людям, искать точки общей выгоды.

3. Собеседования

Попробуйте «разведку боем». На собеседования можно ходить много, а можно — качественно. Именно подготовка к ним помогает развивать себя и паковать опыт. В процессе вы поймете, что критически важно наработать для последующего карьерного шага.

Может оказаться, что для старта на новой должности все необходимое у вас уже есть, а специфические скиллы можно прокачать позже. Или наоборот — убедитесь, что мечта была хорошей только в голове, а на реальных собеседованиях вас раздражают требования, подходы и люди. Здесь также важно прислушиваться к себе и уметь отказаться от того, что точно «не то».

Базовое условие для построения карьеры в эпоху перемен — это гибкость. У нас стало меньше возможностей планировать жизнь наперед, поэтому стоит тщательно прислушиваться к себе и окружающим и чаще оценивать, в чем вы совпадаете. Профессиональная тропа не станет ровной. Однако она будет именно вашей и особенной.

Готовы строить карьеру? Но сначала нужно найти работу

У нас есть много вакансий для различных специалистов в крутых украинских и международных компаниях.

Вакансии

Читайте также

Как мы работаем: современные типы карьеры и форматы занятости

Кем и где работать историку? 6 карьерных траекторий

3 аргументы, почему вам нужно платить больше

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: