Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Work vs Life: как не перерабатывать на удаленке или фрилансе

18.03.21 Карьера 9 min reading

Удаленная работа имеет много преимуществ. Но из-за того, что бывает сложно разграничить личное и рабочее время, удаленка может стать причиной переработок, избытка усталости и даже выгорания. Как этого избежать, советует Dan Buzan —  маркетолог, сооснователь Off-site SEO агентства Contega Media и автор блога об удаленной работе danbuzan.com. 

Work vs Life: как не перерабатывать на удаленке или фрилансе 1
Dan Buzan


Представьте, что ваша жизнь — это весы. На одну чашу вы кладете свою карьеру, а на другую — личную жизнь. В идеале чаши должны оказаться на одном уровне. Это явление называют «work life balance».

Этот термин обозначает соотношение времени, которое вы тратите на работу, ко времени на отдых, общение с семьей, хобби и т.д. Впервые он возник в 1970–1980-х годах, когда границы между «личным» и «рабочим» только начали стираться. С развитием технологий потребность в балансе выросла многократно, ведь теперь благодаря девайсам и мобильному интернету работу можно взять с собой куда и когда угодно, что чревато переработками.


В чем проблема?


Так уж получилось, что перед тем, как сделать шаг в сторону своего агентства, я начинал на фрилансе и поздно заметил, как стерлась грань между работой и отдыхом. 

Клиенту всегда было нужно срочно и на вчера, дедлайны горели, хотелось взять новый интересный проект, когда текущие были даже не начаты. Я постоянно перерабатывал, мой режим дня стал непредсказуемым, а чувство вины загоняло в стресс:

«Опять ничего не сделал» — думал я перед сном, несмотря на 8 часов работы и закрытые задачи.

Выполнить работу качественно и в срок — вот, что вышло для меня на первый план. Остальное потерпит. Но я работал все больше, а результатов было все меньше. Начали опускаться руки, я потерял фокус на том, что важно и куда я движусь. 

В этом и заключается, по моему мнению, главная проблема переработок — нет времени замедлиться и начать осознавать происходящее.


Как поддерживать work-life баланс на удаленке


Первым шагом к нормализации баланса для меня было четко обозначить свои границы.

  • Создать идеальный портрет клиента (ICP — Ideal Customer Profile): с кем я работаю, а с кем нет.

Конечно, все индивидуально, но можно выделить общие черты: тип клиента (компания / частное лицо), ниша бизнеса, минимальный бюджет.

Тяжелее всего приходится фрилансерам новичкам, у которых основной источник лидов — биржи и еще нет системы продаж и долгосрочных контрактов: нет физической возможности выбрать, с кем работать, а кому сказать нет. В такой ситуации проектов удается выиграть мало и приходится работать с кем получится — неважно, что проект в другой нише, а клиент с самого начала выглядит проблемным.

Начинать нужно с малого: отмечать удачные ниши и учиться определять «я заработаю с этим проектом или уйду в минус из-за того, что стесняюсь попросить доплатить за доработку не по ТЗ».

  • Стандартизировать услуги под типовые ниши.

Речь идет о формировании пакетов услуг, прайс-листов и единого процесса как продажи, так и оказания услуги. Замечали за собой, что каждому потенциальному клиенту вы отписываете по-разному, так как другая ниша / проект / задача? Это явный признак того, что вы разрываетесь между проектами. 

Если вы будете продавать свои услуги только в заранее прописанных рамках (объем работ, цены, сроки, кол-во итераций правок и т.д.), это позволит не соглашаться на каждую прихоть клиента. В то же время можно предложить ему альтернативные или дополнительные опции — например, пакет услуг Prо, при котором вы на связи 24/7 и готовы к любым прихотям клиента, но стоит такой пакет в три раза больше ваших стандартных услуг. 

  • Дать знать клиентам, как я буду отвечать на сообщения.

Замечали за собой такое: очень активная фаза продаж, такое же активное обсуждение проекта на этапе закрытия сделки, старт работ —  и тишина? А клиент, возможно, ожидал видимость активной деятельности, недельные отчеты или даже созвоны. Все это нужно обсудить еще до начала работ. 

Расскажите, как, когда и в каком виде будет происходить отчетность по проекту. Также упомяните, что отвечаете в течении рабочего дня (это значит с 09:00 до 18.00, а не круглосуточно), что отдыхаете на выходных и праздниках. Дайте альтернативные средства связи на всякий случай.


Сейчас это кажется очевидным, но 3 года назад я брался за каждую новую возможность, а проекты накладывались друг на друга и закрывались в последний момент за счет титанических усилий. 

Есть еще один интересный термин, который я хотел бы затронуть — «руминация». В психологии руминация означает переваривание мыслей по кругу. Такая мысленная жвачка делает нас еще более уязвимыми к выгоранию. Стресс приносит не столько рабочий процесс, сколько его обдумывание во время отдыха, что, по сути, контрпродуктивно. 

Чтобы не дать этой привычке оставить меня без отдыха, я научился подлавливать себя на руминации и переводить мысли в другое русло: концентрироваться на текущем моменте, осознавать, что страхи и переживания ничем не обоснованы. 

Конечно, контролировать каждую мысль невозможно. Но можно их переформулировать. Например, руминация «У меня много работы» показывает проблему, но не дает ее решение. А вот вопрос «Как я могу грамотно составить свое расписание?» продуктивен и несет пользу.


Еще 5 шагов на пути к work-life балансу на удаленке

1. Выделите себе рабочее место

Это не обязательно должен быть отдельный кабинет, но ваш позвоночник поблагодарит за инвестицию в офисный стул и стол. Не работайте в кровати или на диване — это зона отдыха.

Перед работой уберите все ненужное со стола. Вам не нужны стопки документов, органайзеры для канцелярии, книги и журналы — пусть останется лишь ноутбук и блокнот с ручкой, если во время работы вы привыкли делать записи от руки. Порядок на столе = меньше поводов отвлечься.  

2. Научитесь говорить «нет»

Заказчик просит сдать работу на неделю раньше? Коллега пытается «повесить» на вас дополнительный проект? Вы не обязаны соглашаться.

Для себя я выбрал единственную стратегию: сотрудничать только на взаимовыгодных условиях.

Отказывать — всегда трудно. В свое время на фрилансе меня тревожили мысли: «А вдруг я больше не найду такой проект / заказчика / вакансию». Но за каждое несказанное «нет», я платил своим психологическим здоровьем. Так что прокачивайте свой навык отказов и поверьте: ничего страшного с вами не случится. 

3. Не отвлекайтесь на чаты и почту

Лучше убрать все отвлекающие приложения на время работы. Я использую для этого приложения-блокировщики Focus Lock или AppBlock. В них можно отметить те сайты или приложения, что мешают концентрироваться (например Instagram, Telegram или Facebook), и отключить их на определенное время.

Еще одной хорошей привычкой может стать проверка почты только 2 раза в день — утром и вечером. Не стоит проверять ее каждые 10 минут, лучше выделить конкретное время для проверки. Это дисциплинирует, и ваши контакты знают, когда ждать ответ.

4. Планируйте правильно

Мне помогла одна из самых известных систем планирования, о которой я писал в своем блоге — bullet journal (БуДжо). Гибкость этой системы позволяет каждому создать свой идеальный ежедневник.

БуДжо — это не только планер, а еще и дневник, сборник трекеров или даже персональная кулинарная книга (тут уже на ваше усмотрение). Блокнот помогает собрать все нужное в одном месте и освободить голову, а простота его ведения увеличивает продуктивность.

5. Попробуйте коворкинг

Иногда полезно выбираться поработать где-нибудь вне дома. Для этого можно посещать коворкинги, где царит атмосфера, заряженная на работу. Здесь можно вдохновиться, напитаться новыми идеями и найти единомышленников.

Даже если в вашем городе нет специально оборудованных коворкингов — отправляйтесь в кафе или читательский зал и попробуйте поработать оттуда.


5 советов для восстановления и отдыха


Мы разучились качественно отдыхать. Приставка и Netflix — это не отдых. Мозгу важно переключаться, а мы лишь гоняем его от контента к контенту. Что может помочь👇

  • Тишина

Оставьте себе час тишины в день. Не трогайте телефон в это время. Лучше всего для этого подходит утро.

Нас отовсюду окружает информационный шум, поэтому так полезно на время выбыть из гонки и наконец-то услышать себя.

  • Медитации

Практикуя медитацию хотя бы 15 минут в день, вы станете спокойнее смотреть на многие вещи. Это отличная методика управления стрессом и возвращения в реальность.

Дышите глубже: почему медитацию следует сделать ежедневной привычкой 👉

Читать
  • Техника благодарности

Попробуйте каждый день записывать 5 вещей за которые вы благодарны. Со временем вам покажется, что с вами волшебным образом стало случаться больше хорошего. Но на самом деле так было всегда — вы просто этого не замечали.

10 причин вести дневника успехов 👉

Читать
  • Хобби

Не менее важно найти себе увлечение помимо работы. Любое: от вышивания бисером до ныряния с аквалангом — тут уже все зависит от вашей фантазии. Главная задача хобби — дать вам ресурс.

10 идей полезных хобби от команды Happy Monday 👉

Читать
  • Физическая активность

Устраивайте прогулки, плавайте, занимайтесь йогой или боксом. Выздоравливайте свое тело.


И помните: work life balance — это не 50/50


Ваш баланс — это ритм, в котором комфортно именно вам. Все очень индивидуально. Кому-то в данный момент важнее карьера. А у кого-то родился ребенок, и это требует больше вкладываться в семью. В течении жизни наши приоритеты могут меняться, и это нормально.

На удаленке и фрилансе бывает сложно не превращать всю жизнь в работу. Так было и у меня. Я часто старался сделать все безукоризненно, подолгу сидел над проектами и переделывал. Помогло взять паузу, листок, карандаш и прописать четкие рамки — что, кому и как я делаю. Все, что не вписывалось в эти рамки, я просто не брал во внимание.

Не забывайте, что нельзя делать все идеально. Перфекционизм — не зона роста.

Конечно, сейчас я тоже набиваю шишки, но их стало гораздо меньше. Именно work life balance помогает мне любить свою работу дальше.

Ищете удаленную работу?

У нас на сайте много ремоут-вакансий для разных специалистов 👉

Вакансии

Читайте также

Работаю дома, а устаю больше. Что делать?

30 правил удаленной работы для команд, лидеров и дебютантов

Хирург и немного веб-разработчик: как врач начал фрилансить на карантине

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: