С тех пор как украинский рынок труда пришел в себя после ковидного кризиса, количество вакансий, особенно в ІТ-сфере, стремительно растет. Компании часто вынуждены закрывать их в режиме «все горит», и такой «пожар» на рынке может привести к выгоранию рекрутеров. Как работать не в ущерб себе, советует Ирина Сулацкая, Recruitment Team Lead, спикер и автор статей про рекрутинг.
Совет №1. Работайте над своим отношением
Понять, что работа никогда не заканчивается, а успеть все — невозможно, было едва ли не самой большой победой в моей карьере. Да, можно сделать задачи на завтра уже сегодня и поработать еще час-другой, можно постоянно соглашаться на собеседования после 20:00 и на выходных или мониторить рабочие мессенджеры во время отпуска. Но я часто вспоминаю слова знакомого менеджера: «Уставший работник — неэффективный работник».
Конечно, рекрутеру важно идти навстречу кандидатам и максимально быстро реагировать на новые обстоятельства, учитывая «пожар» на рынке, но не стоит делать это всегда. Вместо этого следует взвешивать критичность потребности, ее результат в долгосрочной перспективе и помнить, что отдых — не менее важен, чем работа.
Совет №2. Примите то, что вы не в силах изменить
Есть много вещей, на которые мы, рекрутеры, можем влиять: уровень персонализации писем, скорость обратной связи, оптимизация процесса найма, формирование культуры рекрутинга в компании и т.д. Но есть вещи, которые нам неподвластны: сейчас идет настоящая война за таланты, зарплатные ожидания кандидатов опережают бюджеты компаний, и это от нас никак не зависит.
Принятие того факта, что повлиять на все я не в состоянии, значительно облегчило мне профессиональную жизнь. Речь не о безразличии к кандидатам, компании или качеству своей работы — речь о понимании того, что наши возможности ограничены.
Совет №3. Планируйте работу сознательно
Мы можем ставить перед собой суперамбициозные цели: закрыть 10 позиций за месяц, провести 30 собеседований за неделю или отправить 100 писем за день. Все это реально, но цена слишком высока: выгореть в таком режиме — проще простого.
У меня никогда не было руководителя-рекрутера, поэтому приходилось ставить себе цели самостоятельно — в этом случае людям с синдромом отличника легко впасть в крайности и попытаться сделать все і сразу. Если вы из таких — просто помните об этой своей особенности при планировании работы.
Когда ставите себе цели на месяц, будьте амбициозны, но не распыляйтесь на 20 разных проектов одновременно: реализовать их эффективно, с учетом текущих оперативных задач, просто не получится. Если вы работаете по OKR (метод постановки целей — прим. ред.), помните, что оптимальное количество амбициозных целей на квартал — 1-3 цели. Когда создаете график на неделю, оставьте один день без митингов (это очень классно работает, проверено на себе). Когда расписываете задачи на день, планируйте хотя бы короткие перерывы между разными задачами и не пренебрегайте обедом или прогулкой пусть даже вокруг дома. А еще оставьте хотя бы один рабочий час свободным — из-за высокого уровня неопределенности и динамичных изменений он вряд ли таким останется.
Какие инструменты помогают рекрутеру эффективно планировать и выполнять свою работу, читайте в статье 👉
Читать
Совет №4. Работайте с ожиданиями других
Если ваша компания нуждается в 30 новых сотрудниках здесь и сейчас, да еще на узкоспециализированные позиции — работайте с ожиданиями. Конечно, аргументы «Это слишком много», «Мы не справимся» не воспримут серьезно. Договориться будет проще, если вы:
- покажете аналитику за предыдущий квартал (среднее количество закрытых вакансий, время на их закрытие, коэффициент текучки и т.п.);
- сделаете хотя бы поверхностный анализ рынка («Таких специалистов всего 20 в городе — мы не сможем найти 30, если не поработаем над ожиданиями или не начнем искать удаленных специалистов»);
- предложите конкретное решение («Давайте откроем собственную программу для развития джуниоров», «Давайте обратимся к рекрутинг-агентству, у меня уже три потенциальных варианта», «Давайте создадим внутреннюю реферальную систему и превратим каждого нашего коллегу в рекрутера» и т.д.).
Работа с ожиданиями разных стейкхолдеров (и бизнеса, и кандидатов, и менеджеров по найму, и команд) — это огромный кусок работы рекрутера, который помогает не только с рабочими задачами, но и поиском баланса между амбициозностью и реалистичностью.
Ищете сотрудников?
Размещайте вакансии у нас на сайте и ждите резюме кандидатов!
Разместить
Совет №5. Не забывайте просить про фидбэк
Нам может казаться, что мы делаем недостаточно, и главное слово в этом предложении — «казаться». Обратная связь может легко развеять наши сомнения и гипотезы. Почти в каждой компании предусмотрены performance review (один из методов оценки работников — прим. ред.) и индивидуальные встречи с непосредственным руководителем, на которых вы можете услышать фидбэк о своей работе. Но вы легко можете просить об обратной связи и вне формальных механизмов, причем не только у вашего руководителя, но и у кандидатов, менеджеров по найму, коллег-рекрутеров. У меня есть папка со скриншотами классных отзывов о моей работе, и я открываю ее всякий раз, когда мне очень грустно 🙂
Совет №6. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам
Не только непосредственные коллеги могут быть нам поддержкой. Отличная идея — стать участником профессионального сообщества (Lviv IT HR Club, People First Club и т.д.). Рекрутеры других компаний не только поймут ваши боли и трудности, но и поделятся опытом, подскажут способ решения непростой ситуации и расскажут об эффективных инструментах.
Совет №7. Создайте для команды whine channel
Если вы не единственный рекрутер или HR generalist в компании — создайте для себя и коллег в рабочем мессенджере whine channel (буквально переводится как «канал для жалоб или нытья» — прим. ред.), где вы сможете делиться сложными кейсами, просить о помощи или просто бросать смешные мемы. Этот простой инструмент может невероятно поднимать настроение и позволяет почувствовать, что вы в этой лодке не одни.
Совет №8. Не стесняйтесь брать отпуск или выходной раз в несколько месяцев
Думаете, это очевидный совет? Как показывает мой опыт — вовсе нет. Люди часто забывают, что лучше взять один день на восстановление, чем «лупати сю скалу» из последних сил и доводить себя до выгорания. Управляйте своей нагрузкой осознанно и помните, что брать отпуск — наша задача и ответственность.
Совет №9. Не бойтесь просить о помощи
Мы можем работать почти без сил и все равно выкладываться на полную (как любит говорить моя мама: «Человек — самое адаптивное создание на планете»). Но просить о помощи и своевременно сообщать о том, что вы на грани выгорания — в ваших интересах, поэтому это, как и отпуск, именно ваша задача. И говорить о трудностях следует тогда, когда вы только почувствовали, что не справляетесь, а не тогда, когда страдаете от выгорания уже несколько месяцев.
Не стоит сравнивать себя с другими: кто-то действительно может работать 24/7 и получать от этого удовольствие, но это не значит, что такова норма для всех, потому что мы все разные. Понимать свои ограничения, знать свои самые продуктивные часы, уметь почувствовать и удовлетворить потребность в отдыхе, чтобы не довести себя до выгорания, — не менее важно, чем понимать свои сильные стороны, уметь активизироваться в критический для компании момент и выкладываться на все 120%, когда работаешь над важной задачей.
Ищете работу в эйчаре или рекрутинге?
У нас для вас есть подборка интересных вакансий 👉
ВакансииЧитайте также
Где брать, чтобы отдавать: четыре источника HR-энергии
Профессиональное выгорание: чем «лечить» и как предупредить
Где брать внутреннюю энергию, если ее катастрофически не хватает
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.